Рассказы о войне

Промелькнуло 22 июня – день начала Великой Отечественной войны. Я в ежедневной суете своей даже не заметила этот день. И только потом обратила внимание на календарную дату. Но так совпало (наверное, все таки не совпало, а именно из-за даты), что в этот день я услышала воспоминания о войне от двух человек.
Рассказы о войне от реальных людей, тех, которые не из телевизора или книг, особенно “цепляют”. Какой-то своей будничностью, житейскостью. И, хотя это банально звучит, все они должны быть сохранены для других поколений, которые, дай бог, никогда не узнают этот ужас.
Уж простите, но будет “много букв”.

Первый рассказ от бабушки Арсюши – Катиного друга во дворе. Мы с ней сидели на скамеечке и разговор как-то коснулся ее мужа. Она стала вспоминать как они жили, рассказала о том, что он родился в 1941, как раз в начале войны.
Семья его жила в деревне где-то в Сумской области на Украине. Деревня оказалась в оккупации. Пришли фашисты, расположились в их доме. Спят на печке, пьют шнепс, убили кабанчика, корову оставили – она тельная и давала молоко, которое они пили. Развлекаются – один из фашистов приставил пистолет к виску пятилетней дочки хозяйки и смеется : “Пуфф-пуфф”. А хозяйка с новорожденным младенцем на руках (будущим мужем Арсюшиной бабушки) стоит обмерев – убьют, думает. На счастье вмешался один из фашистов, прогнал шутника, объясняет ему: “Киндер!”, и хозяйке показывает на пальцах – мол, пять киндеров у меня осталось. Оказалось, что он сам родом из Польши. И у хозяйки мама полячка. Она и по польски говорила. На этой почве фашист стал ей помогать. Свинью их с поросенком не дал застрелить. Потом этот поросенок ребенка спас.
Напротив их двора через дорогу колодец. Фашисты со всей округи евреев и коммунистов согнали, стали расстреливали и в этот колодец бросать. До самого верха трупами забили. На самом верху бросили труп женщины, беременной на девятом месяце. А ее двухлетнюю дочку живую к матери засунули и крышку закрыли. Но малышка в последнюю минуту выскользнула и в панике бросилась к ближайшему сараю. Забилась куда-то в угол к свинье. Кричит, плачет, но поросенок тоже поднял визг, и девочку уж и не слышно. Фашисты сначала хотели сарай поджечь, но поляк их как-то отговорил. Так они и оставили девочку в покое. А потом ее потихоньку родственники забрали.
И когда Арсюшина бабушка приезжала с мужем в гости к свекрови, та им этот колодец показывала. Говорит: “Три дня оттуда стоны раздавались. А фашисты стояли с автоматами, и никого не подпускали”. А колодец как колодец. Его и сейчас используют.
Второй рассказ от бабушки Карины. У нас во дворе разговорилась она с другой бабулькой (я ее тоже видела, старенькая очень, сидит часто на лавочке. Но лично с нею не знакома). И оказалась, что та была свидетельницей казни фашистами Зои Космодемьянской. Рассказывала, как стояла партизанка уже с петлей на шее под виселицей, а какая-то баба, чей дом вместе с фашистами подожгла Зоя, все наскакивала на нее с кочергой. И Зоя ответила “Ну что ты, мать, –  вся Россия пылает!”.
Вот так неожиданно абстрактная история из школьного учебника вдруг стала конкретной историей, рассказанной на лавочке во дворе.
И еще хочу привести здесь историю о войне, услышанную несколькими месяцами раньше, 18 мая – в годовщину депортации крымских татар из Крыма. Национальный вопрос, вообще, всегда очень болезненный. Особенно когда касается таких сложных материй, как война, предательство и депортация. Невозможно оправдать и простить депортацию целого народа – детей, женщин, стариков. Это огромное горе! Но невозможно забыть все факты пособничества крымских татар фашистам. Татары освобождали свою землю от славянского населения. Нельзя делать вид что не было как первого, так и второго. А у нас на Украине сейчас замалчивают любые факты. Предпочитают этот вопрос не трогать совсем. Но люди продолжают помнить каждый свою частичку правды.
Вот одна из этих частичек.
Вечером  разговорились с охранником на стоянке, где ставим машину. Он русский. Настроен по татарскому вопросу очень недружелюбно. Со слов своей бабушки рассказывает, как татары вырезали полностью все славянское население поселка Саблы. Никого не осталось, но факт скрыть не удалось. Поползли слухи. “Ну вот подумайте сами, татары сейчас требуют вернуть “исконные” названия любой кочке, а почему-то поселок Каштановое (бывшее Саблы) переименовывать не хотят – делают вид, что его вообще нет. Саблы? Какие Саблы? Боятся, что неприятные факты всплывут”, – так он нам говорил. И рассказал, что его бабушка во время войны жила неподалеку от Саблы. Одна в землянке, куча детей. Голодали. Но полицаи-татары постоянно приходили, и подчистую забирали даже последние остатки еды. И когда в очередной раз пришли полицаи под командованием немца-фашиста, то дать им ей было совсем нечего. А дети лежали, полумертвые от голода. Тогда фашист уж не выдержал, отвел ее в сторонку, и говорит: “Так что же ты не спрячешь еду для детей!”. И показал, куда можно спрятать зерно. После этого бабушка так и делала, и ей с детьми удалось пережить трудное время.
Вот фото нашего Симферополя времен войны:
симферополь после войны
Развалины Архиерейского подворья. Сейчас на этом месте гостиница “Украина”. Фото с сайта “Симферополь вчера и сегодня” www.simfion.net
симферополь после войны
Восстановление Симферопольского вокзала после войны.
Фото отсюда: https://www.simfion.net/gla0102.htm
симферополь после войны
Немецкие солдаты на фоне дорожных указателей на ул. К.Маркса.
Фото с сайта “Симферопольский форум”
http://simferopol.in/topic/3831-podborka-voennih-foto-osvobozhdenie-krima/
симферополь после войны
САУ СУ-152 1824-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка во время освобождения  Симферополя.
Фото с сайта “Симферопольский форум”
http://simferopol.in/topic/3831-podborka-voennih-foto-osvobozhdenie-krima/
Крым мог стать Готенландом, а Симферополь – Готенбургом”
Цитата из газеты “События” №17 (267), статья Татьяны Шевченко
Разрабатывая проекты будущего административно-территориального устройства захваченных земель, гитлеровцы уделяли большое внимание Крыму: полуостров с его выгодным географическим положением был для фашистов лакомым куском. Крыму предназначалась роль “немецкого Гибралтара” на Черном море, а кроме того, он должен был стать гигантским курортом, немецкой здравницей, Ривьерой для истинных арийцев. При этом предполагалось, что полуостров будет “германизирован” – почти полностью очищен от местного населения и заселен германцами. Часть переселенцев по замыслу руководства СС должны были составить этнические немцы из Заднестровья, находившегося в то время под управлением Румынии. Кроме того, в Крым собирались переселить немцев из Палестины. Но главную ставку делали на жителей Южного Тироля – их переселение позволило бы решить итало-германский спор по поводу этой территории. Гитлер счел идею великолепной. По мнению фюрера, Крым как нельзя лучше подходил тирольцам климатически, а кроме того, их переселение не вызвало бы никаких трудностей: чтобы оказаться на полуострове, им нужно было бы всего лишь спуститься вниз по Дунаю. Превращение Крыма в колонию Германии фашисты пытались оправдать “историческим правом” на полуостров как на исконную землю готов. Пропагандисты Третьего рейха утверждали, что Крым со II по ХVI в. принадлежал предкам нынешних немцев – готам, имевшим здесь свое особое государство – Крымскую Готию. В 1942 году немцами была организована археологическая экспедиция на Мангуп. В результате нацистские археологи пришли к выводу, что Мангупская крепость – типичный образец германской фортификации, а кроме того, готами построены многие города на Южном берегу: Алушта, Гурзуф, Инкерман. Чтобы восстановить “историческую справедливость”, нацисты по окончании войны собирались переименовать Крым в Готенланд (Страна готов), Симферополь – в Готенбург (Город готов), а Севастополь – в Теодорихсхафен (Гавань Теодориха).
С первого же дня оккупации Крыма немцы начали устанавливать здесь новый порядок. Сразу же была проведена перерегистрация населения для выявления коммунистов, комсомольцев, установления трудоспособных. Были введены жесточайший режим прописки и четкая система передвижения жителей. Без специального пропуска запрещались въезд и выезд из города. Все лица, въехавшие в тот или иной город, должны были в течение суток после своего прибытия явиться в полицейский участок и зарегистрироваться. Если во время проверки документов в доме оказывался человек без прописки, расстрелять могли всю семью. Был введен комендантский час: осенью – зимой на улицах нельзя было появляться без специальных ночных пропусков с 17.00 до 6.00, летом – весной – с 20.00 до 6.00. Не имеющие ночных пропусков задерживались полицейским патрулем и отправлялись на принудительные работы. С самого начала оккупации от населения потребовали сдать все излишки продовольствия, ослушавшихся ждала смертная казнь. Кроме того, крестьяне ежемесячно должны были сдавать по 10 штук яиц от каждой курицы и по 600 л молока в полгода. Скот забивать запрещалось: он, как и большая часть всей сельскохозяйственной продукции, шел на нужды немецкой армии, отправлялся в Германию. Если до оккупации в Крыму насчитывалось 80 тыс. голов крупного рогатого скота и 750 тыс. овец, то после освобождения осталось 2,5 тыс. коров и 6 тыс. овец и коз. В соответствии с приказом о введении трудовой повинности в оккупированных восточных областях жителей Крыма начали вербовать на работу в Германию. Целью вербовки объявлялось избавление населения от голода и нужды. Завербовавшимся обещали хорошую заработную плату и хорошие условия жизни – размещение по отдельным домашним хозяйствам или в гигиенически чистых открытых общежитиях. Агитационно-пропагандистская работа по вербовке была столь эффективна, что на первых порах несколько групп действительно уехали в Германию добровольно. Уехавшие имели право отправлять на родину по письму в месяц. Вся корреспонденция подвергалась военной цензуре, но постепенно правда об эксплуатации все же стала известна. И тогда угон в Германию стал насильственным. Всего за годы оккупации на работы в Германию было угнано более 85 тысяч крымчан.
Я уверенна, что все это надо рассказывать детям. Не надеяться, что где-то в школе или по телевизору поднимут эту тяжелую тему. Тем более, что, например, у нас в школе в украинской программе (Витя перешел в 7 класс) тему войны вообще не затрагивают. По истории они до этого еще не дошли, а никаких внеклассных мероприятий не проводится. Подарят на 9 мая ветеранам открытки – и все. Только немка все рассказывает им истории (видимо, защищаясь от стандартной реакции на ее предмет “Гитлер, капут!”) о том, какие среди фашистов были добрые люди – то немецкий солдат кого-то спас, то фашиста пожалели и приютили русские. А о том, какие среди фашистов были “недобрые” люди, все говорить избегают и обходятся общими фразами. Берегут детскую психику. Но с такой агрессивной пропагандой фашизма у нас на Украине (героизирование Бендеры, Шухевича, солдат УПА и т.д.), надо чтобы дети услышали и вторую сторону.
У нас в семье оба моих дедушки и бабушка воевали, а вторая бабушка жила с маленьким ребенком в оккупации. Но никто из них говорить о войне не любил. Поэтому я почти ничего не знаю об этой части их жизни. А теперь никого из них нет в живых, и некому рассказать… Сохранилось всего несколько историй, которые я записала. Чтобы мои дети знали. И помнили. Прочитать их можно здесь, а здесь посмотреть оформление этого рассказа в виде детской поделки ко Дню Победы в школу: Коллаж “История Великой Победы в истории моей семьи”
Мои бабушки и дедушки уже после войны