| | |

Каменная карта звездного неба – проект по астрономии

С этим исследовательским проектом по археоастрономии Катя в этом году участвовала в Крымском Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ “Шаг в науку” от Детской обсерватории, при которой она вот уже 7 лет ходит в кружок астрономии.
И за защиту этого проекта она получила звание кандидата в действительные члены МАН (Малой академии наук Крыма). Звучит круто, согласитесь:)
Да и сам проект получился крутой, нам с мужем было очень интересно помогать Кате его делать. Ведь смысл его заключался не в каких-то специфических астрономических вещах и расчетах, а в том, что понятно каждому: история и представления древних людей о мироздании.
Каменная карта звездного неба на плато Кара-Ходжа, Крым

Цель проекта – попытка датировать древние каменные рисунки на скальном плато Кара-Ходжа (находящегося у нас в Крыму в Первомайском районе между селами Войково и Гришино) и выяснить, могут ли они быть “картой” звездного неба? И если да, то какому времени и какой культуре они могут принадлежать?
Для этого мы еще в сентябре несколько раз ездили на место расположения рисунков.
Названная местность представляет собой равнину, сплошь покрытую степной травой. Среди травы и лишайников видны выходы скальной породы – обычного для Крыма известняка. На этих участках и находятся петроглифы. Они представляют собой каменные лунки разного размера (в среднем от 5 до 15 см) с соединяющими их бороздами. Таких лунок мы насчитали около 150. 
Эти изображения покрывают площадь около 60 кв.м!
каменная карта звездного неба, Крым

плато Кара-Ходжа, Крым
Рисунки очень похожи на изображения звезд и планет – даже “орбиты” у некоторых есть! Конечно же, в древние времена ни о каких таких понятиях вроде “орбиты”, “планеты” речи не шло. Но уж очень эти рисунки (на наш современный взгляд, конечно) похожи на изображения созвездий. Может, это созвездия и есть? Это была наша основная гипотеза.
Но, конечно, это могло быть всем чем угодно – мы не знаем целей древних людей, нарисовавших их. Может, это карта с городами и поселками? А может, это схема расположения каких-то культовых священных мест в этом районе? Может, это, вообще, поле какой-то древней игры, правила которой просто до нас не дошли? На сайте Геокешинга (игры с геопозиционированием и поиском кладов, в которую мы всей семьей играем) по этому месту даже тайник отдельный сделан. Он так и называется “Мегалитический бильярд“:)
петроглифы, Крым

Но мы все-таки склоняемся, что на скале изображено звездное небо. Как это можно подтвердить или опровергнуть?
Надо представить изображения в цифровом виде и наложить его на реальную астрономическую карту. Да еще поправки сделать, учитывающие смещение звезд со временем. Благо, современные компьютерные программы это позволяют. Хотя смещение на таком небольшом с точки зрения астрономии промежутке времени почти незаметно. С момента создания петроглифов прошло “всего” 4-5 тыс. лет. Такая датировка была предложена историком А.Щепинским, который первым исследовал этот объект в 1977 г. и предположил его возраст III-II тыс. лет до н.э. (эпоха энеолита или ранней бронзы). 
Но все же мы и эту поправку учли!
Особенно увлекательно то, что проект было настоящим исследованием, ведь ответ на вопрос не знает никто. Эти петроглифы (каменные рисунки) описаны всего тремя учеными, причем они не астрономы и не археологи.
Первый – открыватель этих рисунков Аскольд Щепинский.
Вторыми были академики Ал.В.Ена и Ена Ан.В.Ена. Они исследовал петроглифы совсем недавно – и тоже пришли к выводу, что на скале выдолблена звездная карта. 
Но, в отличие от них, мы использовали другой метод съемки изображения на местности и, как и ожидалось, получили совсем другие варианты соответствия!
съемка карты звездного неба с плато Кара_Ходжа

А именно: мы сумели абсолютно точно переснять петроглифы с участка 30 кв.м. с помощью прозрачной полиэтиленовой пленки. Соответствие изображения один к одному!
А потом Катя рисунок с пленки перефотографировала по частям, чтобы избежать искажений,  “сшила” в редакторе и обработала в компьютере. Все это делала сама!
И сама же накладывала полученную карту на карту реального звездного неба той эпохи, сама искала соответствия. Тут мы ей не помощники – Катя все звезды наизусть знает, ей виднее, кто в Лебеде, кто в Стрельце:)
метод изучения петроглифов

оцифровка каменной карты

Финальная карта с плато Ходжа-Сала, Крым

В результате после отсеивания заведомо ложных вариантов, у Кати осталось 3 равноценных гипотезы. У каждой свои плюсы и свои минусы. И свои объяснения, зачем древние люди изобразили тот или иной вариант. 

В результате за центральную лунку на карте вполне можно принять либо Сириус, либо Полярную звезду. Обе эти звезды – заметный и важный объект звездного неба. Во все времена люди особо выделяли их.
А по третьей гипотезе кусок с центральной лункой вообще не берется в расчет, зато на оставшейся части конфигурация “звезд” очень напоминает созвездие Лебедь! Просто поразительно!
гипотезы, что изображают петроглифы Ходжа-Сала, Крым

что изображают петроглифы возле села Войково и Гришино, Крым, Первомайский р-н

астрономические представления древних людей, Крым

То есть вывод исследования такой: изображение на скале вполне МОЖЕТ являться звездной картой.

И есть даже три гипотезы соответствия. Чтобы выбрать из них наиболее верную, требуется продолжить исследования. И, в первую очередь, нужно получить более точную информацию у археологов о времени создания петроглифов и культурах, населявших эту местность в соответствующую эпоху.
 
Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: “Исследование астероидов” (8 класс), “Сила воды” (7 класс), “Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей” (6 класс), “Вкусовая карта языка” (4 класс),

Катя: “Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс).

А вот тут можно посмотреть Катины школьные работы: Проект “Страны мира”: Лэпбук про АвстралиюПроект “Города России”: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологииСозвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Родной город“, проект “Мой домашний питомец” – презентация о хомякеКосмическая коробочкаМожно ли есть снег – опыты по мотивам урока“Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы” на урок “Окружающего мира”, 1 класс, Презентация о зоопарке на урок “Окружающего мира” 1 классПроект “Моя семья” 1 класс, Проект “Математика вокруг нас”Коллекция горных пород.

 

 

Похожие записи