Ифигения в Тавриде. По следам древней трагедии
Сентябрь в в Крыму – самое приятное время для путешествий с детьми. Ведь на море уже холодновато: вода +20-23 градуса. Максимум разок-другой искупаться. Зато потом можно уйти с пляжа и просто погулять по округе, изучая достопримечательности. В летнее пекло на это сил уже не оставалось. Так что в бархатный сезон наверстываем упущенное, и я продолжаю рассказывать, как на каникулах совмещать отдых ребенка и занятия с ним.
Продолжу свою рубрику “Гид по Крыму” еще одним постом и расскажу вам, как в однодневной поездке выходного дня совместить древнегреческую литературу, мифологию, историю и даже геологию. Возможно ли все это охватить всего за день? Да, конечно, если дело происходит на Фиоленте.
Вид на мыс Фиолент |
Фиолент – это мыс, находящийся недалеко от Севастополя, на юго-западной его окраине. Туда легко добираться – можно приехать просто городским транспортом. А можно посетить по морю в ходе морской прогулки и экскурсии. Но, конечно, самое удобное – это на своей машине. Как мы и сделали в один из солнечных сентябрьских дней.
И ехали мы на Фиолент не просто так, а с целью показать дочке места, описанные в трагедии греческого автора V в. до н.э. Еврипида. Наверное, многим из вас знакомо ее название: “Ифигения в Тавриде”. А вот содержание помнят не все. Можно загуглить, но я коротко перескажу.
Ифигения в Тавриде
Ифигения и Орест – дети царя Микен Агаменмнона, предводителя войска осаждавшего Трою. Чтобы задобрить богов, он вынужден был принести в жертву Артемиде (богине охоты, деве-воительнице) свою дочь Ифигению. Но в последнюю минуту Артемида прислала свою лань, и та унесла девушку далеко на север, в Тавриду, страну дикого племени тавров, где та стала жрицей в ее храме. Прошло более 18 лет. Брат Ифигении Орест со своим другом Пиладом отправились в плаванье в Тавриду по повелению Аполлона, чтобы выкрасть из тамошнего Храма Артемиды статую богини. При попытке кражи их поймали и приговорили одного к смерти, а второго решили отпустить. Приговор должна была привести в исполнение главная жрица храма. Каждый из друзей был готов пожертвовать своей жизнью, чтобы второй был спасен (с тех пор Орест и Пилад вошли в поговорку как синоним верной дружбы). К счастью, выбор делать не пришлось – жрицей в храме была Ифигения. Она узнала брата. Всем вместе им удалось перехитрить тавров и покинуть берега Тавриды, увозя с собой статую.
Помпейская фреска: Калхас приносит в жертву Ифигению. Крайний слева – Агамемнон, сверху фигура Артемиды Илл. с сайта Википедии |
Эта трагедия была популярна не только в древности. Много раз и в древности, и в современную эпоху ее брали в основу либретто к своим операм композиторы, а поэты переводили на многие языки мира. И сейчас постановка “Ифигения в Тавриде” не редкость, особенно в крымских театрах. Даже на кружке истории в при нашем “Музее Тавриды”, куда ходила заниматься моя Катя, представляли эту трагедию.
Место действия трагедии
Но есть ли в этом сказании рациональное зерно? Сама трагедия написана в 441 г. до н.э. И говорится в ней о мифических событиях, произошедших еще на тысячу лет раньше во времена Троянской войны (это 13-12 вв. до н.э.). Но ведь уже давно доказано, что многие мифы – это поэтизированные факты, и говорят они нам о реальных событиях. Например, Троя, под которой сражался Агамемнон, отец Ифигении. Долгие века ее считали литературным вымыслом Гомера (как, впрочем и самого Гомера). А она оказалась вполне реальным городом, развалины которого можно и сейчас увидеть в Турции, в современной провинции Чанаккале. А что что говорит история о Храме богини Артемиды в современном Крыму?
Сразу скажу – он еще не найден.
Известно, что местное население этих мест тавры почитали какую-то богиню-воительницу Деву еще до прихода греков. И по-гречески это вполне могло пониматься как Артемида – ведь греки всех местных богов включали в свой пантеон. На херсонесских монетах часто изображали Артемиду, иногда даже с ланью – одним из атрибутов этой богини. А под изображением надпись “Дева”.
Херсонесские монеты 390-380 гг до н.э. с изображением Девы, палицы и рыбы. Фото с сайта “Монеты Тавриды” tauriscoins.ru |
Но так как таврский Храм Девы был с точки зрения древних греков где-то на севере у черта на куличках, то описаний его почти нет.
“Отец истории” Геродот только говорит, что в Тавриде есть некое святилище, где тавры приносят жертвы.
Они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море следующим образом. Сначала они поражают обреченных дубиной по голове. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святилище стоит на крутом утесе, голову же прибивают к столбу.
Подробнее описан храм у римского поэта Овидия. В одном из произведений старый тавр у него говорит:
«Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою. Я родился в этой стране и не стыжусь своей родины; мое племя чтит родственную Фебу-богиню. Еще и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны: к нему ведут сорок ступеней. Предание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир; не сомневайся, еще и ныне там стоит подножие, лишенное статуи богини; алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен, будучи окрашен пролитой кровью. Священнодейство там совершает жрица».
Античный историк Страбон говорит так:
«храм Девы находился на мысе Парфенион, неподалеку от Херсонеса»
Парфенион, Парфений – это с греческого “девичий”. Известно, что в Херсонесе (а он совсем неподалеку от мыса Фиолент, проводились празднества, посвященные Артемиде – парфении. Но точно сказать, где именно Страбон располагал свой мыс, никто не может – рядом существует еще несколько мысов.
Потом долгое время Храм Девы никого не интересовал. А уже гораздо-гораздо позже в 1700х годах ученый и исследователь Крыма Пётр Симон Паллас пишет о Храме Девы как о неких «остатках здания на Фиоленте, состоящего из двух квадратов, стены которых были направлены ко всем сторонам света».
В 19 веке благодаря моде на романтизм и мифологию интерес к Крыму снова возродился. Храм Девы искали и будущий декабрист Муравьев-Апостол, и швейцарский путешественник и этнограф Дюбуа Монпере. В своих записках они упоминают руины прямоугольного здания на одном из мысов между Фиолентом и мысом Херсонес.
Местом возможного расположения Храма богини Девы (Артемиды) называли не только Фиолент, а и сам город Херсонес (в котором, действительно, был храм Артемиды, только не таврский, а греческий), и другие локации Крыма. Например, Партенит – название этого поселка созвучно с названием мыса Пертений (Девичий).
Но для меня спор решил Пушкин. Во время своего путешествия по Крыму он останавливался на ночлег в Свято-Георгиевском монастыре у Фиолента, а позже писал в “Письме к Д.” (Дельвигу):
“Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видимо мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они:
К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось…”
Орест и Пилад
А уж то, что тут рядом расположены живописные скалы Орест и Пилад (Зуб и Парус, как по-другому их называют из-за формы) словно переносит нас в саму легенду. Место действия трагедии – Фиолент!
Конечно, в Крыму есть еще скала Ифигения. Находится она на Южном берегу около от поселка Кастрополь близь Ялты. Да только вот “Ифигенией” назвал ее Николай Никитич Демидов – из знаменитого рода Демидовых, живший на рубеже 18 и 19 веков. Так что это название никак уж не является греческим.
Вид на скалы из трагедии “Ифигениия в Тавриде” с лестницы Свято-Георгиевского монастыря |
Вид на те же скалы сверху, с мыса Фиолент |
Монастырь
Каменная Монастырская лестница уже упомянутого Свято-Георгиевского монастыря, так впечатлившая Пушкина, не та ли “лестница из 40 ступеней” из овидиевского рассказа тавра?
Мы по ней спускались к пляжу и считали ступени. По официальной версии их 891. На самом деле мы насчитали даже чуть больше. А до недавней реконструкции было чуть меньше. Просто такое число выбрано символически – монастырь основан именно в 891 году православными греками, бежавшими от иконоборческих веяний Константинополя в Херсонес (ныне Севастополь, а тогда дальнюю окраину Византийской империи).
Георгиевская (Монастырская) лестница из 891 ступени… или около того:) |
То, что здесь был основан монастырь уже подсказывает нам, что в древности до него мог быть и языческий храм.
По крайней мере, место намоленное – кроме ныне действующего Свято-Георгиевского монастыря в округе были обнаружены руины еще пяти христианских раннесредневековых храмов. Возможно, какие-то из них и показывали Пушкину, Палласу и остальным в качестве “развалин храма Дианы”.
Вход на территорию Свято-Георгиевского монастыря свободный. По большому парку можно пройти к оборудованным видовым площадкам, ротондам, беседкам и выйти к знаменитой Монастырской лестнице |
Вид на свято-Георгиевский монастырь |
Фиолент или Феолент?
Есть версия, что даже само название Фиолент говорит о том, что здесь священное место. На первых лоциях его название писалось через букву “е” – “Феолент”. И это написание может восходить к греческому корню “Фео”/”Тео” – “божественный”. См. например мнение севастопольских краеведов Н. Шика и В. Зайцева.
Похоже, вариант с “е” был более ранним. На карте В.Черного (1790 г.) мыс помечен как «м. Араниль или Феалентъ». И в первой в первой лоции Крыма (авторы Бутаков и Шестаков) тоже “м. Феалентъ” (1851 г.)
Хотя есть и другие версии происхождения названия.
В первое время существовало и то, и то написание слова: через “е” и через “и”. В географическом атласе Монганари (1836 г.), например, “Феолент” , в атласе Кёппена (1851 г.) – “Фиолент”.
Если принять написание с “и”, то название может происходить от латинского “Violentus – Violent”, что обозначает яростный, сильный, неистовый.
Так было написано в Военно-статистическом обозрении Российской Империи, том-11, часть-2 (1849 г.): “…Высокiй и узкiй хребетъ…отъ Балаклавы къ западу на девять верстъ, до мыса Вiолента, а къ востоку на восемь верстъ до мыса Аiя…” .
Другой вариант тоже через “и” предложил Бертье-Делагард. Он возводил это слово к татарскому названию мыса “Филенк-бурун” – в переводе с турецкого языка “тигровый”. Кто посмотрит на берега вокруг Фиолента, тот поймет о чем речь – они как слоеный пирог с оранжевыми полосками.
“Тигриные” скалы Фиолента. Вид от Маяка |
Но “Фиолент/Феолент” это уже поздний вариант русского названия. До того мыс называли “Георгиевский” – по монастырю. Ну а греки всегда называли его только “Парфений/Партений/Партениум” – “девичий”, “посвященный Деве”. И эта традиция закрепилась в европейских странах.
Балка Дианы и грот Дианы
В поддержку моей версии расположения Храма Артемиды (Храма Девы) на Фиоленте есть еще аргумент. Буквально рядом с мысом есть живописный грот, известный под названием “грот Дианы” – сквозная арка в скале, под которой может проплыть лодка. А совсем рядом есть балка Дианы. Так что названия Диана, Артемида, Дева встречаются в этой местности повсюду! Как не поверить, что и сам храм, давший название стольким объектам, находился где-то здесь?
Грот Дианы на мысе Лермонтова (однофамильца поэта) неподалеку от Херсонеса и Фиолента |
Геология на пляже
Мифологию и историю мы обсудили, а при чем же здесь занятия геологией, о которых я говорила в самом начале поста?
А вот при чем. Монастырская лестница из Свято-Георгиевского монастыря ведет на самый красивый пляж в окрестностях Севастополя, а может и всего Крыма – знаменитый Яшмовый пляж.
С него открывается чудесный вид на мыс Фиолент и живописные скалы Орест и Пилад. Те самые – из мифа! Но даже если бы не было мифов, на это место стоило бы посмотреть. Ведь мыс Фиолент – это остатки древнего вулкана, действовавшего здесь в среднеюрское время 150 млн лет назад. Поэтому и на нем, и на примыкающих берегах можно увидеть застывшие потоки лавы, скальные образования, сложенные вулканическими породами.
Вид на Яшмовый пляж и бухту Мраморную с моря. Бухта получила название по карьеру с залежами розового известняка, похожего на мрамор. |
Например, “скала” Ифигения, возвышающаяся над Орестом и Пиладом – это не скала, а вулканический некк. Когда-то это было жерло вулкана, заполненное лавой. Со временем рыхлые породы вокруг разрушились и только некк остался стоять столбом. Такие характерные столбы мы уже видели этим летом на Карадаге – еще одном древнем вулкане Крыма, который можно посмотреть из Коктебеля. Мы уже много лет подряд бываем там в конце августа на джазовом фестивале. Были и в этот раз:)
А сам Яшмовый пляж назван не просто так – на нем реально можно встретить самоцветные камни – яшму, срдолики, халцедоны… Да и просто галька в море такая разноцветная и красивая, что хочется набить ею полные карманы и увезти домой.
Но не делайте этого! Возьмите на память два-три особо красивых камушка, но не растаскивайте эту красоту. В Турции, вон, за вынос с пляжей ракушек и камней грозят огромные штрафы, все найденное конфискуют. Турки берегут свое природное достояние. Побережем и мы!
Зеленые, желтые, оранжевые, красные и розовые камешки придают Яшмовому пляжу особое очарование |
Но разбирать и сортировать камни, пытаясь определить минералы, из которых они состоят никто не запретит – поэтому переносим урок геологии прямо сюда! Определять минералы – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Что это за красненький камешек? Базальт? Или это та самая полудрагоценная яшма? И вот уже лезешь в интернет, читаешь геологические форумы, роешься в ссылках. И дети принимают в этих поисках и определении самое заинтересованное участие, а не спят за партой;)
Самый огромный камень, как бы сложенный из миллионов каменных призм – это скала Крест.
Не путайте с находящейся тут же Георгиевской скалой или скалой Святого Явления – огромным камнем в море, на котором действительно стоит православный крест. По преданию именно на ней терпящие крушение греческие моряки увидели Георгия Победоносца, а после своего чудесного спасения на берегу основали монастырь.
Но скала Крест (иногда ее ошибочно называют Крестовая) стоит прямо на пляже. Это тоже один из некков древнего вулкана. Ее очень интересно рассматривать: она сложена из серовато-зеленоватых кератофиров в виде характерных призм (так называемая столбчатая отдельность).
Другие крупные камни у пляжа тоже хранят на себе следы вулканического происхождения. Они созданы жидкой магмой, которая вытекала из жерла и застывала в соприкосновении с холодной водой. Она похожа на большие каменные пузыри – лавовые шаровые подушки.
А обрывистые берега от сюда в сторону Севастополя похожи на слоеный торт медовик – они сложены из вулканического туфа, перемежающего слоями известняков. Из под них на всем протяжении берега до самого маяка как бы торчат темные мысы – в геологии их называют дайки (плитообразные внедрения магмы). В одном из таких мысов (мысе Лермонтова) вы и увидите грот Дианы.
Так что изучать геологию по пляжным видам вполне себе реально, если вы находитесь в Крыму:)
На этом я заканчиваю рассказ о Фиоленте, Ифигении и Храме Артемиды.
А если вы хотите почитать о других наших путешествиях по достопримечательностям Крыма, то переходите по тегу “Гид по Крыму” – у меня там много всего:)
Ну и, конечно, чтобы лучше узнать наш полуостров, его особенности и достопримечательности, склейте с детьми лэпбук “Крым” из моих готовых шаблонов. Файлы для распечатки и инструкцию как делать лэпбук можно приобрести у меня на сайте “Магазин лэпбуков” labpook.ru
Ну и, конечно, чтобы лучше узнать наш полуостров, его особенности и достопримечательности, склейте с детьми лэпбук “Крым” из моих готовых шаблонов. Файлы для распечатки и инструкцию как делать лэпбук можно приобрести у меня на сайте “Магазин лэпбуков” labpook.ru