география | занятия с детьми | игры для обучения естествознанию | окружающий мир | развивающие занятия
Урок 6. Кто в земле живет? Знакомимся с биологической составляющей почвы
На нашем познавательном марафоне “Почва-уроки” мы с детьми уже многое узнали и обсудили много важных вещей.
Поговорили и строении почвы, и о ее механическом составе, и о плодородии, и о водном балансе, и о химии почв.
Но самое интересное я приберегла для последних двух занятий. На них мы будем изучать почвенную биоту – того, кто в почве живет.
Ведь не стоит относится к почве как к мертвому веществу.
Земля – живая!
Трудно представить, сколько организмов является неотъемлемой частью почвы!
Не только жучки-червячки. А и незаметные глазу бактерии, грибы и водоросли. Все это называют одним словом – БИОТА.
БАКТЕРИИ самые многочисленные обитатели почв.
В 1 г земли их от 1 до 10 миллиардов! Как ребенку представить, что такое миллиард? Расскажите ему, что 1 миллиард секунд – это почти 32 года!
А если идти и считать шаги, то за миллиард шагов можно дойти до Луны!
Вот сколько бактерий всего в 1 грамме почвы!
И это это еще не всё, что в ней живет!
Второе место после бактерий у ГРИБОВ.
Естественно, имеются в виду не те, что со шляпкой. Это лишь плодовые тела некоторых высших грибов. А есть еще другие, и живут они в почве.
Длина грибного мицелия (тончайших нитей-гифов, составляющих грибницу) в 1 г почвы от сотен до тысяч метров!
Бактерии и грибы разлагают органические остатки, делая “запертые” в них вещества снова доступными для растений.
Особенно активны они в РИЗОСФЕРЕ – особой области вокруг корней растений со своей собственной жизнью.
А про ВОДОРОСЛИ вы не ослышались. Да-да, они тоже есть в почве! Но не как в аквариуме, а совсем крошечные.
Такие маленькие, что пространство между крупинками почвы для них как система сырых пещер, в которых они себя прекрасно чувствуют.
Водоросли аккумулируют азот из воздуха, понижают кислотность почвы и улучшают ее структуру, склеивая частицы слизью и нитями.
Еще в почве живут и преобразуют ее ЖИВОТНЫЕ.
От крошечных инфузорий до огромного крота.
Классификацию почвенной фауны по размерам и по ее связи с почвой я привела на картинках ниже.
Так как в разных источниках эти классификации заметно отличаются, я использовала ту, которую изучают в Российском государственном аграрном университете им. Тимирязева МСХА на Зооинженерном факультете.
Конечно, хочется всех этих “зверушек” увидеть собственными глазами!
Детям проще всего отыскать в земле представителей МАКРО– и МЕГАФАУНЫ. Их можно рассмотреть невооруженным глазом.
Проведите такой опыт:
Копните почву лопатой и постарайтесь найти в ней живых существ.
Эти животные играют большую роль в перемешивании почвы. Это стоит того, чтобы посвятить им отдельный урок.
А чтобы найти самых мелких представителей почвенной фауны, надо приготовить почвенный раствор. Добавьте в несколько граммов земли воду и тщательно перемешайте, чтобы растворить все комочки.
Рассматривая почвенный раствор в наш домашний микроскоп, мы нашли водоросли и кое-кого из МИКРОФАУНЫ: микроскопического червя, тихоходку и инфузорию!
Вот радости-то было😆
А о более крупных животных почвы мы поговорим на последнем занятии марафона “Почва-уроки“
ЗАДАНИЕ:
Копните почву и посчитайте существ, которые там живут.
Кого вы найдете?
А если в микроскоп или лупу посмотреть?
Рассказывайте про ваши открытия в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @tavika.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на мой блог: Марафон “Почва-уроки” от Татьяны Пироженко /2020/05/pochva-uroki.html