| | | | |

Химические чудеса с краснокочанной капустой. Опыты для детей

Помните, на моем марафоне “Почва-уроки” для детей мы заваривали растительные индикаторы для проверки кислотности почвы?
Краснокочанная капуста дала такой красивый результат! Поэтому нам с Катей захотелось поэкспериментировать с ней и продолжить наши химические опыты.
Какие еще вещества могут вызвать яркую реакцию у настоя капусты?
Честно говоря, мы не сильно разбираемся в химии, поэтому просто пробовали все, что под рукой. Многие реакции мы могли предсказать заранее на основе уже имеющихся у нас знаний.
Кислота даст оттенок красного.
Щелочь – от синего до зелено-желтого.
А через желтый цветовой круг замкнется снова на красно-оранжевый и красный.
Интересно было подобрать все переходные цвета из тех веществ, что оказались дома под рукой.
Это самые простые бытовые вещества, которые есть в доме у каждого. А значит, вы с детьми тоже сможете повторить эти красивые цветные реакции.

Мы собрали всю бытовую химию дома, что содержит разные щелочи или кислоты, чтобы поэкспериментировать с ней:
“Доместос”,  нашатырный спирт из аптечки (раствор аммиака), средство для прочистки труб “Крот”, соду, уксус, газированную воду.

Жалею, что не догадались заранее купить аккумуляторной жидкости в товарах для автомобилистов (в ее составе соляная кислота, которая сделает красный цвет еще краснее). Был бы еще один яркий цвет! Стоит она недорого и продается целыми литрами. Раздолье для опытов!

И жалко, не было у нас минеральной воды разной кислотности – от щелочных до кислых. Получилось бы гораздо больше оттенков синего и розового.
Обязательно в следующий раз, когда надумаем экспериментировать, накупим всех минералок и проверим капусту на них!
Но пока то есть то, что есть. И то детей впечатлило:)

Итак, главное, запастись разными химическими веществами и сделать катализатор, который будет менять свой цвет в присутствии разных кислот и щелочей.
Катализатор мы делали из краснокочанной капусты.
Рецепт я приводила в уроках, в которых мы определяли кислотность почвы.
Но на всякий случай повторю его здесь:

Сначала сделайте растворы  из химических веществ – они бесцветные. А потом капайте в каждый стакан с раствором капустной воды.
Сначала проверяем эффект на заведомо известных.
Уксус – это точно кислота
А сода – это точно щелочь.

В кислоте сок капусты краснеет, в щелочи синеет и даже зеленеет.
А после этого берем заранее приготовленные в отдельных сосудах растворы, каждый со своей кислотностью, и добавляем к ним капусту.
В какой цвет они окрасятся?
Чего в них больше – кислоты или щелочи? Или чего-то совсем другого?

Такая вот красота получилась с нашими исходными растворами из бытовой химии. Получается любой цвет от желтого, через красный к синему и зеленому.
Просто волшебные разноцветные реакции!

Конечно, дети потом бросились смешивать все со всем))) Хорошо, я успела сфоткать растворы, а то в результате получилась коричневая бурда😝

Это еще раз подтверждает то, что химические опыты без понимания сути бессмысленны. А значит, надо больше внимания посвятить занятиям химией. 
У Кати в 6 классе в школьной программе химии еще нет. А желание понимать, из чего все сделано, есть. Поэтому очень кстати пришелся курс Лекториума по химии для школьников 1-7 классов от Дениса Байгозина. Как Катя занималась на нем, я расскажу в следующем посте.
И еще очень кстати пришелся мой детский набор “Юный химик”. Представляете, он еще мой, советский, лет тридцать ему! Мы, конечно, много потом докупали разных веществ в составе наборов для опытов. Но основа уже была.

Но даже если у вас нет никакого специального оборудования и химикатов, вы сможете повторить эти опыты.
Ведь для них нужна только та бытовая химия, что у нас всегда под рукой.
Главное, купите фиолетовую капусту:)

Вау-эффект у детей гарантирую!

Еще опыты и эксперименты по химии для детей в моем блоге:

Похожие записи