| | | |

Урок 7. Крупные жители почвы

На заключительном уроке моего познавательного марафона для детей “Почва-уроки” мы познакомимся с самыми крупными представителями биоты почвы.
С ее МАКРО– и МЕГАФАУНОЙ.
То есть животными, размеры которых 4-8 см (МАКРО) и от 8 см и выше (МЕГА).
Для мелких почвенных организмов, которых мы изучали на прошлом уроке “Кто в земле живет?”, почва – это водная среда обитания.
Они живут в системе микроводоемов между крупинками почвы или в тонких водных пленках капиллярных ходов.
По своей природе это ВОДНЫЕ животные.
А животные, которых мы будем изучать сегодня, это СУХОПУТНЫЕ.
Они свободно передвигаются в земле по системам внутрипочвенных полостей.
А самые крупные из них сами роют такие полости и ходы.


Итак, сегодня мы будем иметь дело только с Макро и Мегафауной почв.


Роющие почвенные животные имеют огромное значение для почвообразования.

Они углубляют гумусовый горизонт, перемешивают слои и создают водопрочную зернистую структуру почвы, по которой вода лучше проникает вглубь.
В тайге, лиственных лесах, лесостепи и степи главным роющим животным является ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ.
Он поистине король почвы, великий труженик и делатель!
О червях можно много говорить, у меня прошлой весной даже отдельный марафон был посвящен только им.
Увидеть все 8 уроков марафона можно у меня в блоге “Это интересно!” /2019/09/dojdevoy-cherv.html

В сухих степях и пустынях с червями туго, и главную роль по перемешиванию земли берут на себя МУРАВЬИ.
А в тропических лесах еще и ТЕРМИТЫ.

Третье место среди перекапывателей земли у ГРЫЗУНОВ.
Кроты, суслики, сурки, мыши, полевки, тушканчики и др. – настоящие гиганты среди почвенной фауны!
Но почву надо не только перекапывать, ее надо насыщать полезными веществами.
И тут  большую роль играют те же черви и не только.
Улитки не только перерабатывают отмершие растения и обогащают почву, но и минерализуют ее.
А муравьи ускоряют образование карбоната кальция (из него состоит известняк, мрамор и мел) от 50 до 300 раз!

ЗАДАНИЕ:
Понаблюдайте с детьми за дождевыми червями, муравьями и улитками.
Удастся ли вам обнаружить копролиты червей или крупинки, вынесенные муравьями из глубины? А увидеть, как улитки поедают сгнившие растения и удобряют почву?
Выкладывайте рассказы о своих наблюдениях в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @tavika.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на мой блог: Марафон “Почва-уроки” от Татьяны Пироженко /2020/05/pochva-uroki.html

На этом наш марафон “Почва-уроки” закончился.
Но наши исследования природы продолжаются. На странице блога “Клуб почемучек и опыты для детей” вы можете найти ссылки на прошлые мои познавательные занятия для детей, а впереди будет еще много новых уроков и марафонов.

Поэтому подписывайтесь на мою почтовую рассылку и мои письма со всем самым интересным будут приходить к вам на е-мейл раз в 1-2 недели.

Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут: 
Ваше имя:
Ваш email:


Похожие записи