| | | |

Урок 5. Кислая или … ? Варим зелье и выясняем химический состав почвы

На пятом занятии нашего марафона “Почва-уроки” у нас урок зельеварения. Будем заваривать разные растения и проверять кислотность почвы.
Что это и для чего ее знать?
Кислотность почвы – это значение pH (кислотно-щелочной баланс).
Он зависит от содержания в почве ионов водорода. Чем ниже рН, тем кислее почва.

Повышенная кислотность угнетает рост растений.

Кислые почвы содержат много вредных солей алюминия и марганца. А такие вещества как медь, цинк и бор в кислой среде даже могут оказаться токсичными для растений.
Кроме того, в кислой почве активнее размножаются болезнетворные бактерии, микроорганизмы и вредители, а удобрения, вносимые в грунт, не разлагаются.
Для возделываемых земель нормой считается рН от 4 до 9.
Если же почва сильно кислая, ее можно исправить – добавить известь.
Или сначала посадить там растения-сидераты (живые удобрения), повышающие рН (люпин, бобовые, клевер, донник, белая горчица, рожь, гречиха, вика и др.)
А щелочную почву можно подкислить.
Но обычно почвы окисляются сами собой.
Происходит это по нескольким причинам:
👉Некоторые почвы (например, серая лесная) изначально кислые
👉В почвах живут бактерии и грибы, разлагающие органику на кислоты: уксусную, щавелевую, лимонную
👉При разрушении некоторых горных пород образуется соляная и серная кислота
👉Во влажном климате вещества из почвы вымываются и в верхнем слое происходит замена кальция и магния на водород
👉Кислотные осадки сильно окисляют почвы
👉Человек, обрабатывая поля и внося туда удобрения, окисляет почву
У каждого растения свои предпочтения в рН
Поэтому до того как что-то сажать, лучше узнать, какая почва у вас.
Для этого можно использовать несколько доступных способов. Каждый из них мы с дочкой проверили опытным путем и предлагаем повторить эти же опыты и вам с детьми на ваших занятиях.
1. Самый простой и надежный способ – использовать лакмусовую бумагу. Она продается не только в наборах по химии, но и в магазинах для садоводов.
2. Можно понаблюдать, какие дикорастущие травы уже растут на участке земли. И понять, кислая она или нет.
3. Можно проверить реакцию почвы обычным столовым уксусом. Просто добавить в образец почвы столовую ложку уксуса и следить, насколько активно образуется пена. 
Вспоминается любимый всеми детьми опыт вулкана из пены. Он основан на том, что кислота с щелочью вступает в реакцию нейтрализации.
Поэтому чем больше пены, тем больше щелочи в почвенном образце.
4. А можно использовать самодельные индикаторы, заваренные из разных растений.
Индикаторы – это вещества, меняющие свой цвет при наличии кислоты или щелочи.
Рецепты индикаторов из краснокочанной капусты и листьев вишни и смородины, а также их реакцию на кислоту и щелочь вы видите на наших фото ниже.

Рецепты индикаторов:
Теперь проверим, как наши индикаторы ведут себя с щелочью и кислотой?
Но самый явный и яркий эффект дает реакция с краснокочанной капустой!
Сам по себе ее сок фиолетовый. Но в присутствии щелочи он становится синим. А в присутствии кислоты – красным. Тут уж точно не запутаешься!
ЗАДАНИЕ:
Заварите индикаторы и проверьте кислотность ваших образцов почвы. 
А потом проверьте то же самое другими способами: наблюдением за дикорастущими на участке травами, лакмусовой бумагой  и уксусом.
Получится ли у вас однозначно определить кислотность?
Какой метод вам показался наиболее точным? 
Ваши разноцветные опыты выкладывайте в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @tavika.ru

Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на мой блог: Марафон “Почва-уроки” от Татьяны Пироженко” /2020/05/pochva-uroki.html

А на следующем уроке мы займемся биологической составляющей почвы: “Кто в земле живет?

Похожие записи