| | | | |

Наблюдаем птиц. Весенний маршрут.

На нашем “Весеннем маршруте” продолжаются наблюдения. Что и как наблюдать у деревьев и трав, у воды и воздуха, у насекомых я рассказала на предыдущих занятиях…
Что еще мы с детьми можем наблюдать на весенних прогулках?
Конечно же, птиц!

Удивительно, сколько неожиданных открытий можно совершить прямо в обычном городском дворе!
Пока у меня не было детей, я думала, что у нас живут только голуби, воробьи, вороны и синицы с воробьями. Но когда я стала гулять сначала с коляской, потом с мелкотой за ручку, я обнаружила, что двор полон птиц!

Мною в нашем дворе замечены: воробьи, голуби, синицы, лазоревки, витютени, горлицы, щеглы, пеночки, зяблики, зеленушки, сойки, сороки, серые вороны, грачи, дятлы, крапивник, поползень, горихвостка, пустельга.
Всего 19 видов птиц!
Но, думаю, что половина жильцов не знает про такое биоразнообразие.
Наблюдать тоже надо учиться!
Что мы с детьми и делаем на нашем марафоне “Весенний маршрут“.

наблюдения за птицами с детьми

С точки зрения фенологии наблюдать лучше те виды, которые часто и повсеместно встречаются.
Поэтому мы выбрали объектом выбрали синиц, щеглов, зеленушек, грачей и ворон. То есть тех птиц, которых мы видим каждый день.
Но и других птиц запишем, если попадутся)

как правильно наблюдать за птицами

А что наблюдать у птиц и как записывать из фенофазы в дневник наблюдений я сейчас расскажу.
Подробный список птичьих фенофаз – на фото ниже.

фенофазы у птиц наблюдаем вместе с детьми

Вот так можно изобразить это же не только в таблице, но и на круговой диаграмме.

как вести дневник наблюдений за птицами

При этом птицы делятся на перелетных и зимующих. В разных краях один и тот же вид может быть как тем, так и тем.
Если вы объектом своего наблюдения выбрали перелетных, то вам стоит знать следующую информацию о перелетных волнах птиц:

какие бывают перелетные волны у птиц

От того, какие птицы есть у вас на маршруте, будет зависеть то, как и когда за ними наблюдать.
Например, у нас в Крыму грачи зимуют. А на большей части России они улетают и прилетают как раз в марте.
Поэтому 17 марта в народе называют днем Герасима Грачёвника – именно к этому числу ждут прилета грачей.
У вас как, они уже прилетели? Какого числа помните? Или еще ждете?
Когда заметите первых грачей, посчитайте и запишите в дневник, на сколько дней дата не совпала с 17 марта?

А жаворонки когда к вам прилетели, заметили?
У нас в Крыму они не улетают, так и живут круглый год.
А вот севернее в России они возвращаются примерно в это время.
Недаром именно 22 марта под день весеннего равноденствия пекут булочки-жаворонки и празднуют праздник Сороки.
Как сороки связаны с жаворонками, спросите вы?
Напрямую! Все подробности у меня в посте “Равноденствие, сороки и жаворонки

праздник прилета жаворонков

Но после прилета и те птицы, что зимовали, и вновь прибывшие, проходят одинаковые фазы.
И только в конце лета появляется расхождение – перелетные начинают собираться в стаи и потом улетать, а зимующие скачут себе по веткам и все им нипочем.

Отдельное удовольствие приносит фотографирование птиц.
Получить хороший кадр – непростая задача! Это вам не цветочки фотографировать;)
С 1 по 10 апреля у нас с Анной Мостовой, знакомой уже вам по нашим совместным проектам “Зимний учет водоплавающих птиц Серая шейка” и “Общеевропейский учет птиц Евробердвотч-19” прошел еще один совместный проект.
На этот раз это был флешмоб “Портреты птиц”, который проходил сразу во всех соцсетях: ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм.

Посмотреть работы, присыланные на флешмоб нашими читателями, можно в Инстаграм по тегу #foto_ptic_20

флешмоб "Портреты птиц"

На флешмобе было много полезной информации: советы, где искать птиц, как их фотографировать, какие условия нужны и даже технические рекомендации давались!
А еще были интервью от профессиональных фотографов и теоретическая информация про то, как кадрировать свои фото, какой ракурс выбирать и как использовать свет и цвет в своих фотографиях птиц.
Анна давала теорию, а я показывала, как ее применять на практике – никакой воды, только примеры!
Основная движуха происходила в Инстаграм. Подписывайтесь на меня в этой соцсети, там я @tavika.ru
Легко запомнить – аккаунт называется так же, как и адрес моего блога “Это интересно!” 🙂

ЗАДАНИЕ:

Напишите список птиц, живущих в районе вашего маршрута.
Выберите из них самые простые для наблюдения и фотографирования. Заведите отдельную страничку в дневнике для птиц и отмечайте там дату наступления каждой фазы. 

Ваши результаты наблюдений выкладывайте у себя в блоге с надписью: “Участвую в Марафоне “Весенний маршрут” и активной ссылкой на мой блог “Это интересно!” https://tavika.ru
Или публикуйте в Инстаграм с хэштегом марафона #весенний_маршрут от @tavika.ru – я увижу вашу отметку и обязательно зайду посмотреть и прокомментировать:)
Оглавление занятий познавательного марафона для детей “Весенний маршрут” тут: