биология | ботаника | весенний маршрут | занятия с детьми | марафоны и флэшмобы | окружающий мир | природа | прогулки | развивающие занятия
Как выбрать маршрут и составить паспорт для фенологических наблюдений?
Сегодня выбираем маршрут для весенних фенологических прогулок. И составляем его паспорт. Пусть пока не очень строго – мы же с детьми просто тренируемся и играем в науку, правда? 😉 Но привыкаем вести наблюдения “по взрослому”.
Зададимся вопросом, где можно наблюдать весенние изменения в природе?
Везде! В городе, в парке, по дороге в детский садик или школу, на даче, в поселке, вдоль полей, лугов, лесов, речек и озер…
Главное, чтобы там были интересующие нас объекты: растения, птицы, насекомые.
Весной особенно интересно следить именно за ними – поэтому на них и сосредоточимся.
Даже идя по городской улице, можно много чего увидеть. Но, конечно, разнообразие будет больше в зеленых зонах. А уж если ваш маршрут включит в себя водоем – это вообще идеально.
⠀
Чем длиннее маршрут и чем более разнообразны его участки, тем лучше.
Но помните, что обходить маршрут надо ежедневно!
Поэтому соразмеряйте свои силы! Для начала вполне подойдет взять одну аллею, зеленую улицу, зеленый двор, дачный участок.
⠀
После того, как место наблюдений выбрано, нарисуйте свой путь – как вы будете ходить по нему.
Это у нас будет “Паспорт марштута (участка)”.
В него мы запишем все условия местности, где проводится наблюдение.
Нас в первую очередь интересует географическое положение, особенности климата, видовой состав объектов наблюдения.
⠀
Для создания плана маршрута или участка удобно использовать Яндекс.Карты.
Распечатайте (или зарисуйте с экрана) схему выбранного участка. А потом нанесите на схему ваш маршрут.
С помощью линейки Яндекс.Карт измерьте протяженность маршрута. Особой точности не требуется, учитывайте десятки-сотни метров.
А если вы собираетесь наблюдать какой-то определенный участок (например, двор), то можно записать его площадь.
Потом пройдите по маршруту и отметьте на карте все природные объекты, которые собираетесь наблюдать.
Деревья (отдельные или их группы), кустарники, муравейники, родники и т.д. и т.п.
⠀
Пусть работу с рисованием карты проделают дети – тут точность не сильно важна, а им полезно учиться работать с картами и схемами.
⠀
Дальше нужно составить паспорт вашего маршрута с описанием местности, где проводятся наблюдения.
Пример нашего паспорта, который я опубликовала в своем аккаунте Инстаграм на фото:
Обратите внимание, что для наших учебных целей пока не сильно важна научная точность определений. Главное, чтобы ребенка процесс создания паспорта увлек. Обучение терминологии – дело наживное;)
Поэтому если с вами наблюдения ведет малыш 4-5 лет, не надо грузить его подробностями.
Но при желании в вопрос классификации ландшафтов можно углубиться самостоятельно)
ЗАДАНИЕ:
⠀
1. Выберите маршрут для весенних наблюдений.
2. Нарисуйте его схему.
3. Составьте паспорт маршрута.
⠀
Фото и описания ваших маршрутов выкладывайте у себя в блогах или соцсетях и дописывайте: “Участвую в марафоне “Весенний маршрут” от tavika.ru и ставьте активную ссылку на мой блог https://tavika.ru
Хэштег марафона #весенний_маршрут. Его можно использовать в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте и Фейсбуке.
Начало занятий и оглавление в посте