Как вести дневник наблюдений за природой
Продолжаем наши фенологические занятия с детьми на марафоне “Весенний маршрут”.
Сегодня мы будем учиться вести дневник наблюдений.
Ведь без точных записей, сделанных тут же на маршруте, наши наблюдения потеряют всю свою научную ценность!
И еще, помните, что регулярность наблюдений очень важна, особенно весною. Наблюдения надо вести ежедневно!
Но если день-два пропустили – не переживайте. Мы же только учимся:)
Просто постарайтесь как можно скорее вернутся на маршрут и все записать “по горячим следам”.
А как записывать и что наблюдать, я расскажу сегодня.
Выходить на наблюдения лучше с утра.
Но важнее не конкретный час, а чтобы это было каждый день в одно и то же время. Чтобы можно было потом сравнивать условия в разные дни на протяжении недель и месяцев. А еще лучше повторять такие наблюдения ежегодно.
Поэтому если вам удобнее прогуливаться с ребенком по маршруту после садика вечером, то это тоже хороший вариант.
Идеально, если вы свои наблюдения будете фотографировать.Тогда по датам фотографий легко установить время, когда вы впервые что-то заметили даже через год.
И, кстати, сравнить тоже будет очень интересно!
А еще можно выбрать на маршруте какое-то одно растение и сделать для него фото-дневник наблюдений.
Мы с Катей так описываем весенние изменения нашего любимого дерева грецкого ореха “Наш орех“, растущего у окна. Каждый день делаем фото одной и той же ветки и записываем изменения в ней.
Вдруг потом для какого-нибудь исследовательского проекта в школу пригодится;)
⠀
Стадии развития древесных растений и кустарников, которые стоит записать в дневник наблюдений, я перечислила в посте о том, как вести фенологические наблюдения за растениями.
На будущих занятиях я дам такую же информацию по погодным явлениям, цветам и травам, птицам и насекомым.
Весной их тоже интересно наблюдать:)
Самый практичный способ – вести наблюдения в таблице.
Примерно как у меня на фото.
Примерно как у меня на фото.
В нее надо внести список объектов наблюдения (растений, насекомых, птиц – зависит от ваших интересов).
И стадии, которые они проходят.
А в ячейках таблицы писать число, когда эту стадию впервые наблюдали.
Есть еще другие способы представления фенологической информации.
Например, с помощью круговых диаграмм – подробнее мы с ними познакомимся в посте про птиц.
⠀
Или с помощью другой таблицы, в которых длительность фаз отражается цветом.
Их можно применять к чему угодно, в том числе и к птицам и т.п., а не только к растениям.
В общем, выбирайте вариант, который удобнее и понятнее вашим детям:)
⠀
ЗАДАНИЕ:
⠀
В тетрадке или блокнотике заведите с детьми дневник наблюдений.
Если вы творческий человек, его можно оформить в виде арт-бука, с рисунками и элементами скрапбукинга.
Если вы прагматичный человек – вполне можно обойтись разлинованным листочком. От этого информация в нем не потеряется своей ценности:)
Если вы творческий человек, его можно оформить в виде арт-бука, с рисунками и элементами скрапбукинга.
Если вы прагматичный человек – вполне можно обойтись разлинованным листочком. От этого информация в нем не потеряется своей ценности:)
Предусмотрите в дневнике место для наблюдений за разными объектами: отдельно для птиц, насекомых, растений, погодных явлений. В следующих постах я расскажу про фенофазы для них.
Фотографируйте свой дневник и выкладывайте у себя в блоге с надписью: “Участвую в Марафоне “Весенний маршрут” и активной ссылкой на мой блог “Это интересно!” https://tavika.ru
Или публикуйте в Инстаграм с хэштегом марафона #весенний_маршрут от @tavika.ru
Полный список всех занятий познавательного марафона для детей “Весенний маршрут” тут:
/2020/03/vesennij-marshrut.html
/2020/03/vesennij-marshrut.html