| | | | | | | | | |

Весенний маршрут. Фенологические наблюдения с детьми

Этот марафон про фенологические весенние наблюдения для детей я начала вести у себя в аккаунте @tavika.ru в Инстаграм 5 марта. Еще до всех этих событий – карантина, самоизоляции, вынужденных каникул и прочее. Тогда, когда еще можно было гулять с ребенком на природе и изучать ее непосредственно. 
А закончила я марафон сегодня 31 марта – когда мы уже безвылазно сидим дома и не выходим на улицу.
Даже не верится, что с тех пор еще и месяца не прошло!
Но карантин же не вечен?
Вирус задохнется, и мы снова будем гулять по своему весеннему маршруту и вести наблюдения:)
Поэтому я решила собрать сюда в блог все занятия и информацию, которую я дала на марафоне, чтобы можно было продолжить весенние занятия с детьми в любое удобное для вас время, а не только в рамках марафона.
весенние занятия с детьми
Ведь вести фенологические наблюдения одно удовольствие! Они под силу даже малышам. Ни оборудования специального не требуется, ни куда-то ехать. Гуляй себе по округе и смотри по сторонам:)
Всего-то и надо, что заметить явление и записать дату и место его наблюдения.
Условие “записать” тут ключевое!
Как это делать правильно, за чем можно наблюдать, какие эксперименты поставить, полезные сведения о сезонных изменениях и разные интересные подробности  – все это вы узнаете на занятиях марафона.
Мы выберем себе маршрут, каждый день будем ходить по нему и все весенние изменения замечать.
И учиться с детьми грамотно наблюдать.
Возраст участников значения не имеет – главное, чтобы они любили природу и интересовались ею. А там сами будете выбирать для прогулок задачи по силам.
Всего на марафоне у нас 10 уроков:

ВведениеЧто такое фенология и для чего этот марафон
(это тот пост, который вы сейчас читаете)

Урок 1. Создание маршрута
Урок 2. Как вести дневник наблюдений – 3 варианта фенологических таблиц
Урок 3. Какая бывает весна?
Урок 4. Эксперимент с ветками
Урок 5. Фенологические фазы для гидрометеорологических наблюдений
Урок 6. Фенологические фазы развития растений 
Урок 7. Почему лепестки белые? Эксперимент
Урок 8. Фенофазы у насекомых
Урок 9. Фенофазы у птиц
Урок 10. Аллергия и фенология

    Активные ссылки будут появляться здесь по мере публикации соответствующих постов.

    Задания, которые вы найдете в конце каждого занятия, можно выполнять по желанию и выкладывать в соцсети Инстаграм с хэштегом #весенний_маршрут от @tavika.ru

    А в других соцсетях и блогах пишите в конце своего поста: “Участвую в марафоне “Весенний маршрут” вместе с Татьяной Пироженко, блог “Это интересно”. И ставьте активную ссылку http://www.tavika.ru
    Я по тегу зайду ко всем участникам, чтобы посмотреть задания и порадоваться весне вместе с вами!
    А сейчас немного о  том, что и для чего мы делаем.
    ФЕНОЛОГИЯ это наука о сезонных изменениях в природе, наблюдаемых в конкретной местности.
    Самое важное – это не просто наблюдать, а все свои наблюдения по “горячим следам” фиксировать в дневнике наблюдений. Это отличает научное исследование от простого любование природой. Только так наблюдения могут быть ценными не только для вас, но и для других людей.
    Весной записи надо делать ежедневно, ведь изменения в это время особенно стремительны.
    Простейший пример дневника наблюдений – дневник погоды, который все мы вели в школе. Но можно и не погоды.
    Можно наблюдать за зверями, птицами, растениями. Или, например, рекой.
    Не важно, что вы выберете объектом. Главное, чтобы вам с детьми было интересно.
    Для “продвинутых” исследователей природы и юных натуралистов для ведения дневника есть сайт Русского географического общества “Фенологическая сеть”
    Там можно все ваши наблюдения записывать в дневник в общей базе.
    Это потом поможет ученым собрать данные в единую сеть и проводить многолетний анализ изменений климата и много-много чего другого.
    дневник фенологических наблюдений
    Дневник наблюдений на сайте “Фенологическая сеть” РГО
    Но если вы пока не собираетесь серьезно заниматься наблюдениями, а хотите просто попробовать привнести немного осмысленности в обычные прогулки с детьми, то вам как раз ко мне на марафон “Весенний маршрут” 🙂
    Весной что ни день – то какие-то новости за окном. То почки набухли, то муравьи проснулись.
    Если вы, как и я, обращаете внимание на все эти “мелочи”, то превратим свои наблюдения во что-то полезное.
    Возможно, эти наши занятий потом послужат материалом для детского проекта в школу или садик. А может, станет первой ступенькой к научной карьере – кто знает? )))

    Условия использования материалов марафона


    Все фото-материалы и тексты для марафона “Весенний маршрут” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
    Поэтому вы их  можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru
    То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей на бесплатных занятиях в кружках, в детсаду или в школе. Можете использовать их (со ссылкой на мой блог. естественно) при подготовке исследовательских проектов. Можете рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. Но обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. 
    Полная или частичная публикация в любой форме (в том числе и в интернете) МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и текстов ЗАПРЕЩЕНА.
    А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru – договоримся об условиях.

    Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:

    • Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
    • Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
    • Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
    • Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
    • Уроки про улиток” – 7 занятий про моллюсков для детей: знакомимся со строением, образом жизни и разнообразием улиток.
    • Изучаем ветер” – 5 занятий о ветре и погоде для детей. Введение в метеорологию.
    • Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
    • Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
    • Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
    • Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.


                        А вот здесь почти сотня занятий моего Клуба почемучек с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!

                        Ссылки на полезные ресурсы по теме:

                        КАЛЕНДАРЬ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ
                        С.В. Обручев. СПРАВОЧНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА И КРАЕВЕДА

                        Методика проведения фенологических наблюдений в дополнительных образовательных учреждениях учебное пособие 2010 по педагогике



                        Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут: 
                        Ваше имя:
                        Ваш email:


                        Похожие записи