| | | | |

Изучаем ветер – 5 уроков на День ветра для детей. Опыты и эксперименты

А вы знаете, что есть такой праздник: “Международный день ветра”? Его празднуют 15 июня. Но изучать ветер, играть в ветер и знакомиться с тем, что такое ветер можно в любой день в любое время года. Причем, не за партой, а на свободе, наблюдая и экспериментируя:) 
Этот пост сделан по мотивам моего “Клуба почемучек” и марафона в Инстаграм “Изучаем ветер“.

Я подготовила и оформила 5 уроков про то, как можно с детьми изучать ветер.  И сейчас я их выкладываю тут в блоге все вместе, чтобы легче было собрать весь материал и провести тематическое занятие про ветер. 

Читайте, изучайте, повторяйте и развивайте детей!

День ветра - занятия для детей

Содержание:

Урок 1. Как измерить силу ветра?
Урок 2. Как ветер работает?
Урок 3. Почему ветер дует?
Урок 4. Почему ветер поет?
Урок 5. Ловим ветер!
Интересно? Тогда читайте дальше:)

Урок 1. Как измерить силу ветра?

День ветра - занятия для детей: как измерить ветер
Для этого метеорологи используют прибор АЛЬТМОМЕТР. Но наряду с ним продолжает использоваться и другой прибор, в народе называемый КОЛДУН – просто полосатый конус из ткани.
С его помощью определяют силу и направление ветра в аэропортах. А по-научному он называется ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ.
Такая живучесть этого устройства объясняется тем, что нужные данные можно определить по нему с одного взгляда. Куда конус показывает – туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.
Кроме того, сделать колдун проще простого. Мы когда-то смастерили его прямо в домике,  который снимали у моря, из подручных материалов: проволока, гвоздь, мусорные пакеты, ракушка (вы можете заменить ее пластиковым футляром от киндера) и двух палочек от мороженного. Ну еще и скотч понадобится:)
На фото я показываю, как делается ветроуказатель.
Главное в нем длинная труба, в которую будет “ловиться ветер”.
Ход работы:
Подробный мастер-класс можно посмотреть тут: “Измеряем силу ветра”
  • Берем несколько пакетов, отрезаем дно, склеиваем их друг за другом скотчем. Должен получиться “рукав” 5 м в длину.
  • Потом насаживаем его на круглый каркас, согнутый из проволоки. И прикрепляем на столб.
  • Чтобы указатель работал при ветре с любой стороны, он должен вращаться – закрепляем каркас не сразу гвоздем, а так, чтобы он мог свободно крутиться вокруг гвоздя на проволоке. Тут-то и понадобиться выпуклая ракушка или киндер.
  • Ну и делаем из палочек  указатели  сторон света – чтобы еще и направление ветра можно было определять.

ОСНОВНЫЕ ВЕТРА: северный, восточный, западный, южный. И промежуточные – северо-восточный, северо-западный и т.д.
Обозначая направление, надо назвать, откуда дует ветер. Например северный ветер – это тот, который дует с севера на юг. При этом если вы посмотрите на стрелку флюгера, то она будет показывать на юг – не забудьте это учесть!
А для перевода силы ветра в баллы, воспользуйтесь таблицей из моего блога, которую когда-то нам с Катей нарисовал Витя. Скачать ее можно, подписавшись у меня в блоге вот тут:
По этой ссылке вам придет 2 файла: мини-плакатики для определения типа облаков и для определения силы ветра по окружающим предметам: деревьям, флагу, волнению моря.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделайте ветроуказатель-колдун и научитесь определять балльность и направление ветра.

Урок 2. Как ветер работает?

День ветра - занятие для детей
До эпохи паровых машин ветер был самой мощной силой, которая могла совершать какую-то работу.
А для чего нужна эта работа?
Спросите ребенка, для чего кораблям паруса? А что делает мельница?
Ветер крутит лопасти, вращение передается на тяжелый жернов, а  туда насыпают зерно. Жернова крутятся и перетирают зерно в муку. Это если коротко:)
День ветра - занятие для детей: ветряные мельницы
А вот в Голландии? Этот край знаменит своим количеством мельниц, мельница даже стала его символом. Неужели голландцам нужно было столько муки?
На самом деле большинство голландских мельниц вырабатывали не муку. Вращающиеся лопасти приводили в движение насосы, которые откачивали воду и осушали поля. Благодаря мельницам половина территории Голландии (нынешних Нидерландов) была отвоевана у моря!
Но работа ветра была нужна не только в старину.
Теперь огромные лопасти ветрогенераторов вырабатывают электроэнергию.
Ветряные электростанции есть и у нас в стране. Например, в Крыму. Мы с детьми каждый год летом отдыхаем у моря у Казантипского залива. Он славится своими сильными и постоянными ветрами. И именно там стоят целые цепи  ветрогенераторов.
Это потрясающее зрелище – когда видишь огромные синхронно вращающиеся ветряки!
День ветра - занятие для детей: ветряные электростанции
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Давайте сделаем и испытаем разные виды вертушек из бумаги?
Мы с Катей когда-то опробовали несколько схем – получается очень здорово!
Экспериментируйте с цветом, с формой крыльев – что получиться у вас?
Какая вращается лучше?

Вертушка из бумаги

Шаблоны вертушек можно скачать и распечатать у меня в блоге, там же инструкция, как их сделать своими руками. Это очень просто – справятся даже малыши! 🙂
Для этого перейдите по ссылке “Три варианта бумажных вертушек
Вертушки из бумаги - скачать и сделать

Урок 3. Почему ветер дует?

Почему ветер дует - занятие для детей
Сейчас я отвечу научно, а потом мы все разберем на экспериментах для детей:)
ВЕТЕР– это перемещение масс воздуха. Воздух из области высокого давления «перетекает» в область низкого давления.
Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.
Давайте посмотрим на это! 
Почему ветер дует - занятие для детей



ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Воздушное течение.
Сам воздух мы, естественно, не увидим, но мы заметим его «течение».
Для этого надо всего лишь взять зажженную свечку и поднести к щели у двери.
Дверь должна быть между холодным и теплым помещением.
Например, разогретой после душа ванной комнатой и прохладным коридором.
Есть у вас такие двери? У нас получилось не с первого раза:)
Если поднести свечу к щели под дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения. Если к верху двери – то в противоположную.
То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит. Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!
Теплый воздух поднимается вверх. И выходит из теплого помещения сверху двери. А на его место снизу двери заходит холодный.
То же самое происходит не только с комнатами, но и с воздухом на всей планете!
Опыт со свечей - изучаем ветер
Занятие про ветер для детей



ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Конвекционные потоки
Теплый воздух «легкий» из-за того, что его молекулы расположены далеко друг от друга. Их просто грубо говоря «меньше» в определенном объеме. Когда воздух остывает, он “сжимается”, плотность его становится больше и он “тяжелеет”. Поэтому он опускается вниз и “выдавливает” оттуда теплый, менее плотный воздух.
Получается такой себе «круговорот ветра» – КОНВЕКЦИЯ!
Это можно увидеть наглядно, если над источником тепла (например, плитой или лампочкой) повесить спиральную вертушку.
Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет крутить эту спираль. 
Занятие про ветер для детей
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделайте спиральную вертушку и с ее помощью найдите конвекционные потоки.
Где они у вас «живут»? Над лампой? Над плитой? А еще где?
Для поделки лучше взять фольгу – такая конструкция будет легкой и проще раскрутится.

Ход работы:
Вырезаем полоску по спирали.
И подвешиваем за один конец на ниточке над источником тепла.

змейка из фольги

Урок 4. Почему ветер поет?


Почему ветер воет?
Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь. Что это?
Конечно же, ветер! 🙂
Ваш ребенок уже знаком с тем, как получается звук?
Знает, что ЗВУК – ЭТО ВОЛНЫ В ВОЗДУХЕ?
Если нет, то вам на помощь мой игровой комплект “НЕСКУЧНАЯ НАУКА“, в котором я объясняю физику детям-дошкольникам самыми простыми словами и опытами. Есть среди этих занятий и занятие про звук и звуковые волны, где я с примерами объясняю детям что это такое.
Ну а тут скажу ооочень коротко: наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны) и воспринимает его как звук.
курс по физике для детей
Что же вибрирует во время ветра так, что мы в результате слышим вой и свист?
Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.
Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки о них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют предметы на пути ветра мелко-мелко дрожать. От этого по воздуху расходятся звуковые волны. Мы слышим их как «песню ветра» 
ЭКСПЕРИМЕНТ 1.
Дайте ребенку тонкий прутик или веревку – пусть он быстро-быстро помашет в воздухе
Он услышит свист! 
Эксперимент для детей о ветре



ЭКСПЕРИМЕНТ 2.
Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он свистит и пищит. Этот факт используется в обычных свистках.
Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка надо отрезать один конец, чтобы получилась трубочка.
Я показывала, как такой свисток в посте про самодельные музыкальные инструменты.
как сделать свисток


ЭКСПЕРИМЕНТ 3
А чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.
Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит
опыт "гудящая бутылка" - эксперимент для детей
Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту.
В нашем случае мы будем делать ФЛЕЙТУ ПАНА.
Мастер-класс как сделать флейту Пана из коктейльных трубочек тут /2013/03/panpipe.html

Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов: в Греции – флейта Пана, в России кувиклы, в Андах тоже своя флейта  (К сожалению, сколько не рылась в интернете, так и не смогла найти название такой флейты, что на фото)
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов – почитайте! 
Флейта пана из трубочек
флейта пана
флейта анд
кугиклы - русская флейта
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заставьте ветер петь любыми способами 🙂

Урок 5. Ловим ветер!

изучаем ветер - опыты и эксперименты
Последний пятый урок практический:)
Ведь ребенок не узнает ветер как следует, пока не подержит в руках. Как это осуществить? С помощью воздушного змея, конечно!
Змей ловит воздушные потоки и ребенок, запуская его, на своем опыте увидит, как действует подъемная сила, как поднимается горячий воздух над нагретыми участками земли, какие на высоте существуют потоки – там ветер может дуть совсем в другую сторону, чем внизу.
И самое интересное – змея можно просто сделать своими руками, не надо ничего покупать!
Понадобиться:
  • Несколько полиэтиленовых пакетов
  • Тонкие легкие палочки (сосновые реечки, ровные ветки дерева или, как у нас, стебли тростника) длиной 60 и 35 см
  • Леска
  • Скотч

Размеры и ход работы подробнее смотрите  в посте “Как сделать воздушного змея”
А тут покажу мастер-класс коротко, буквально в 5 шагов:)
как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея

 как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея

как сделать воздушного змея
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Идти и ловить змеем ветер!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.

Все фото-материалы и тексты “Травяных уроков” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их  можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru – договоримся об условиях.

Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:

  • Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
  • Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
  • Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
  • ” – 10 уроков для детей любого возраста про весенние наблюдения за природой. Что наблюдать, как фиксировать, и введение в науку фенологию.

  • Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
  • Уроки про улиток” – 7 занятий про моллюсков для детей: знакомимся со строением, образом жизни и разнообразием улиток.
  • Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
  • Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
  • Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
  • Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.


                      А вот здесь почти сотня занятий моего Клуба почемучек с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!

                      Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут: 
                      Ваше имя:
                      Ваш email: