Изучаем ветер – 5 уроков на День ветра для детей. Опыты и эксперименты
А вы знаете, что есть такой праздник: “Международный день ветра”? Его празднуют 15 июня. Но изучать ветер, играть в ветер и знакомиться с тем, что такое ветер можно в любой день в любое время года. Причем, не за партой, а на свободе, наблюдая и экспериментируя:)
Этот пост сделан по мотивам моего “Клуба почемучек” и марафона в Инстаграм “Изучаем ветер“.
Я подготовила и оформила 5 уроков про то, как можно с детьми изучать ветер. И сейчас я их выкладываю тут в блоге все вместе, чтобы легче было собрать весь материал и провести тематическое занятие про ветер.
Читайте, изучайте, повторяйте и развивайте детей!
Содержание:
Урок 1. Как измерить силу ветра?
Урок 2. Как ветер работает?
Урок 3. Почему ветер дует?
Урок 4. Почему ветер поет?
Урок 5. Ловим ветер!
Интересно? Тогда читайте дальше:)
Урок 1. Как измерить силу ветра?
Для этого метеорологи используют прибор АЛЬТМОМЕТР. Но наряду с ним продолжает использоваться и другой прибор, в народе называемый КОЛДУН – просто полосатый конус из ткани.
С его помощью определяют силу и направление ветра в аэропортах. А по-научному он называется ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ.
Такая живучесть этого устройства объясняется тем, что нужные данные можно определить по нему с одного взгляда. Куда конус показывает – туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.
Кроме того, сделать колдун проще простого. Мы когда-то смастерили его прямо в домике, который снимали у моря, из подручных материалов: проволока, гвоздь, мусорные пакеты, ракушка (вы можете заменить ее пластиковым футляром от киндера) и двух палочек от мороженного. Ну еще и скотч понадобится:)
На фото я показываю, как делается ветроуказатель.
Главное в нем длинная труба, в которую будет “ловиться ветер”.
Ход работы:
Подробный мастер-класс можно посмотреть тут: “Измеряем силу ветра”
- Берем несколько пакетов, отрезаем дно, склеиваем их друг за другом скотчем. Должен получиться “рукав” 5 м в длину.
- Потом насаживаем его на круглый каркас, согнутый из проволоки. И прикрепляем на столб.
- Чтобы указатель работал при ветре с любой стороны, он должен вращаться – закрепляем каркас не сразу гвоздем, а так, чтобы он мог свободно крутиться вокруг гвоздя на проволоке. Тут-то и понадобиться выпуклая ракушка или киндер.
- Ну и делаем из палочек указатели сторон света – чтобы еще и направление ветра можно было определять.
ОСНОВНЫЕ ВЕТРА: северный, восточный, западный, южный. И промежуточные – северо-восточный, северо-западный и т.д.
Обозначая направление, надо назвать, откуда дует ветер. Например северный ветер – это тот, который дует с севера на юг. При этом если вы посмотрите на стрелку флюгера, то она будет показывать на юг – не забудьте это учесть!
А для перевода силы ветра в баллы, воспользуйтесь таблицей из моего блога, которую когда-то нам с Катей нарисовал Витя. Скачать ее можно, подписавшись у меня в блоге вот тут:
По этой ссылке вам придет 2 файла: мини-плакатики для определения типа облаков и для определения силы ветра по окружающим предметам: деревьям, флагу, волнению моря.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Сделайте ветроуказатель-колдун и научитесь определять балльность и направление ветра.
Урок 2. Как ветер работает?
До эпохи паровых машин ветер был самой мощной силой, которая могла совершать какую-то работу.
А для чего нужна эта работа?
Спросите ребенка, для чего кораблям паруса? А что делает мельница?
Ветер крутит лопасти, вращение передается на тяжелый жернов, а туда насыпают зерно. Жернова крутятся и перетирают зерно в муку. Это если коротко:)
А вот в Голландии? Этот край знаменит своим количеством мельниц, мельница даже стала его символом. Неужели голландцам нужно было столько муки?
На самом деле большинство голландских мельниц вырабатывали не муку. Вращающиеся лопасти приводили в движение насосы, которые откачивали воду и осушали поля. Благодаря мельницам половина территории Голландии (нынешних Нидерландов) была отвоевана у моря!
Но работа ветра была нужна не только в старину.
Теперь огромные лопасти ветрогенераторов вырабатывают электроэнергию.
Ветряные электростанции есть и у нас в стране. Например, в Крыму. Мы с детьми каждый год летом отдыхаем у моря у Казантипского залива. Он славится своими сильными и постоянными ветрами. И именно там стоят целые цепи ветрогенераторов.
Это потрясающее зрелище – когда видишь огромные синхронно вращающиеся ветряки!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Давайте сделаем и испытаем разные виды вертушек из бумаги?
Мы с Катей когда-то опробовали несколько схем – получается очень здорово!
Экспериментируйте с цветом, с формой крыльев – что получиться у вас?
Какая вращается лучше?
Шаблоны вертушек можно скачать и распечатать у меня в блоге, там же инструкция, как их сделать своими руками. Это очень просто – справятся даже малыши! 🙂
Для этого перейдите по ссылке “Три варианта бумажных вертушек“
Урок 3. Почему ветер дует?
Сейчас я отвечу научно, а потом мы все разберем на экспериментах для детей:)
ВЕТЕР– это перемещение масс воздуха. Воздух из области высокого давления «перетекает» в область низкого давления.
Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.
Давайте посмотрим на это!
ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Воздушное течение.
Сам воздух мы, естественно, не увидим, но мы заметим его «течение».
Для этого надо всего лишь взять зажженную свечку и поднести к щели у двери.
Дверь должна быть между холодным и теплым помещением.
Например, разогретой после душа ванной комнатой и прохладным коридором.
Есть у вас такие двери? У нас получилось не с первого раза:)
Если поднести свечу к щели под дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения. Если к верху двери – то в противоположную.
То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит. Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!
Теплый воздух поднимается вверх. И выходит из теплого помещения сверху двери. А на его место снизу двери заходит холодный.
То же самое происходит не только с комнатами, но и с воздухом на всей планете!
ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Конвекционные потоки
Теплый воздух «легкий» из-за того, что его молекулы расположены далеко друг от друга. Их просто грубо говоря «меньше» в определенном объеме. Когда воздух остывает, он “сжимается”, плотность его становится больше и он “тяжелеет”. Поэтому он опускается вниз и “выдавливает” оттуда теплый, менее плотный воздух.
Получается такой себе «круговорот ветра» – КОНВЕКЦИЯ!
Это можно увидеть наглядно, если над источником тепла (например, плитой или лампочкой) повесить спиральную вертушку.
Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет крутить эту спираль.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделайте спиральную вертушку и с ее помощью найдите конвекционные потоки.
Где они у вас «живут»? Над лампой? Над плитой? А еще где?
Для поделки лучше взять фольгу – такая конструкция будет легкой и проще раскрутится.
Ход работы:
Вырезаем полоску по спирали.
И подвешиваем за один конец на ниточке над источником тепла.
Урок 4. Почему ветер поет?
Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь. Что это?
Конечно же, ветер! 🙂
Ваш ребенок уже знаком с тем, как получается звук?
Знает, что ЗВУК – ЭТО ВОЛНЫ В ВОЗДУХЕ?
Если нет, то вам на помощь мой игровой комплект “НЕСКУЧНАЯ НАУКА“, в котором я объясняю физику детям-дошкольникам самыми простыми словами и опытами. Есть среди этих занятий и занятие про звук и звуковые волны, где я с примерами объясняю детям что это такое.
Ну а тут скажу ооочень коротко: наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны) и воспринимает его как звук.
Что же вибрирует во время ветра так, что мы в результате слышим вой и свист?
Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.
Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки о них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют предметы на пути ветра мелко-мелко дрожать. От этого по воздуху расходятся звуковые волны. Мы слышим их как «песню ветра»
ЭКСПЕРИМЕНТ 1.
Дайте ребенку тонкий прутик или веревку – пусть он быстро-быстро помашет в воздухе
Он услышит свист!
ЭКСПЕРИМЕНТ 2.
Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он свистит и пищит. Этот факт используется в обычных свистках.
Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка надо отрезать один конец, чтобы получилась трубочка.
Я показывала, как такой свисток в посте про самодельные музыкальные инструменты.
ЭКСПЕРИМЕНТ 3
А чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.
Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит
Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту.
В нашем случае мы будем делать ФЛЕЙТУ ПАНА.
Мастер-класс как сделать флейту Пана из коктейльных трубочек тут /2013/03/panpipe.html
Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов: в Греции – флейта Пана, в России кувиклы, в Андах тоже своя флейта (К сожалению, сколько не рылась в интернете, так и не смогла найти название такой флейты, что на фото)
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов – почитайте!
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов – почитайте!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Заставьте ветер петь любыми способами 🙂
Урок 5. Ловим ветер!
Последний пятый урок практический:)
Ведь ребенок не узнает ветер как следует, пока не подержит в руках. Как это осуществить? С помощью воздушного змея, конечно!
Змей ловит воздушные потоки и ребенок, запуская его, на своем опыте увидит, как действует подъемная сила, как поднимается горячий воздух над нагретыми участками земли, какие на высоте существуют потоки – там ветер может дуть совсем в другую сторону, чем внизу.
И самое интересное – змея можно просто сделать своими руками, не надо ничего покупать!
Понадобиться:
- Несколько полиэтиленовых пакетов
- Тонкие легкие палочки (сосновые реечки, ровные ветки дерева или, как у нас, стебли тростника) длиной 60 и 35 см
- Леска
- Скотч
Размеры и ход работы подробнее смотрите в посте “Как сделать воздушного змея”
А тут покажу мастер-класс коротко, буквально в 5 шагов:)
А тут покажу мастер-класс коротко, буквально в 5 шагов:)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Идти и ловить змеем ветер!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти материалы вам могут пригодиться для занятий со своим ребенком или их можно использовать для обучения групп детей в летних лагерях, кружках, при подготовке исследовательских проектов в детских садах и школе.
Все фото-материалы и тексты “Травяных уроков” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог www.tavika.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей, рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. И обязательно ставить ссылку на источник www.tavika.ru. Но полнная или частичная публикация в любой форме МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и/или текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте tavika2000@yandex.ru – договоримся об условиях.
Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей:
- “Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
- “Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
- “Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
- “
” – 10 уроков для детей любого возраста про весенние наблюдения за природой. Что наблюдать, как фиксировать, и введение в науку фенологию.
- “Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
- “Уроки про улиток” – 7 занятий про моллюсков для детей: знакомимся со строением, образом жизни и разнообразием улиток.
- “Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
- “Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
- “Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
- “Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.
А вот здесь почти сотня занятий моего “Клуба почемучек“ с детскими вопросами, присланными читателями блога, и моими ответами на них с помощью игр, поделок, опытов и экспериментов. Наглядно и нескучно!
Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо от меня с полезной и интересной информацией для развития детей можно тут: