Урок 4. Почему ветер дует?
Продолжается марафон “ИЗУЧАЕМ ВЕТЕР”.
Так почему ветер дует? Потому что деревья качаются? Именно так часто спрашивают маленькие почемучки:)
Нет, конечно:) Сначала я отвечу научно, а потом мы все разберем на экспериментах для детей.
Ветер – это перемещение масс воздуха. Воздух из области высокого давления «перетекает» в область низкого давления. Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.
Давайте посмотрим на это на примерах!
ОПЫТ 1. Воздушное течение.
Течение воздуха мы видеть не можем, но можем увидеть его признаки.
Для этого возьмите зажженную свечку и поднеите к двери. Она должна быть между холодным и теплым помещением. Например, теплой квартирой и лестничной клеткой. Или ванной, где только что принимали горячий душ, и коридором.
Если поднести свечу к щели ПОД дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения.
Если К ВЕРХУ двери – то в противоположную. То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит.
Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!
Такой же круговорот воздушных масс происходит не только между комнатами, но и с воздухом на всей планете!
Ветра под названием БРИЗЫ, МУССОНЫ и ПАССАТЫ отвечают за циркуляцию атмосферы Земли.
А еще есть местные локальные ветра.
ОПЫТ 2. Конвекционные потоки
Теплый воздух «легкий» из-за того, что его молекулы расположены далеко друг от друга
Их, грубо говоря, меньше в определенном объеме.
Когда воздух остывает, он “сжимается”, плотность его становится больше, и он “тяжелеет”.
Поэтому он опускается вниз и “выдавливает” оттуда теплый, менее плотный воздух.
Получается «круговорот ветра» – КОНВЕКЦИЯ!
Её можно увидеть наглядно, если над источником тепла (например, батареей, плитой или лампочкой) повесить на ниточке спиральную змейку из фольги см фото
Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет крутить эту спираль.
ОПЫТ 3. Ловим воздушные течения
Тут понадобиться воздушный змей.
Его можно купить, а можно сделать своими руками.
Мастер-класс у меня в блоге: tavika.ru/2013/08/kite.html
Змей летает благодаря воздушным потокам. Ребенок, держа его за веревочку, на практике поймет, как действует подъемная сила и как проходят воздушные течения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проведите с детьми опыты и запустите воздушного змея. Это дело, которое обязательно нужно сделать на каникулах! 😉
Публикуйте свои фото у себя во ВКонтакте и в конце приписывайте: марафон #изучаемветер от @tavika_eto_interesno
Последним уроком нашего марафона будет урок про то, почему ветер поет. Не пропустите!
А остальные уроки вы можете найти в заглавном посте “ИЗУЧАЕМ ВЕТЕР“