| | | | | |

Урок геологии и наша домашняя коллекция камней

У нас с Катей очередная подготовка к уроку “Окружающего мира”. На этот раз надо было сделать фото и составить маленький рассказ о каком-нибудь камешке из домашней коллекции. Но мы ведь маленькие занятия делать не хотим! Мы хотим погрузиться в тему как можно глубже 🙂 Поэтому мы снова достали нашу коллекцию камней, которая за прошедший год существенно пополнилась. Снова стали в ней разбираться, сравнивать образцы с рисунками в энциклопедиях и альбомах и пытаться определить вид минералов и горных пород.
А еще мы к этому домашнему заданию специально приурочили поездку на геокешинг в старинную усадьбу  под Симферополем, в которой когда-то жил Александр Ферсман – выдающийся геолог. Отрывок из его рассказа о детстве в этой усадьбе как раз дан на развороте темы  “Мир камней” в школьном учебнике. Как не воспользоваться возможностью лично побывать на тех же местах, на которых собирал свою первую коллекцию камней маленький Саша Ферсман? 🙂

коллекция камней. Готовимся к уроку Окружающего мира, 2 класс
Так мы готовим домашнее задание на урок “Окружающего мира”

На урок про камни наша учительница пригласила одного из своих бывших учеников, а теперь шестиклассника Даню, увлекающегося геологией. Он рассказывал и показывал детям своею коллекцию камней. Как выразилась Катя, “у него их целый сундук!”. Это настолько впечатлило детей, что потом они еще несколько дней всем классом выкапывали камни на школьном дворе и все надеялись найти  в них серебро))) Такие смешные эти второклашки)))
Поэтому интерес к этой теме у Кати теперь просто зашкаливает. Грех было его не поддержать 🙂 Вот мы и продолжили дома изучать минералогию.
Для начала мы сделали практическую работу из учебника про состав гранита. Потому что на уроке они его изучали только теоретически. А дома ведь у нас есть в коллекции и гранит, и кварцит и слюда, из которых он состоит. Так что посмотрели мы на них внимательно не только на фотографиях в книжке 🙂

Практическая работа на урок Окружающего мира, 2 класс
Практическая работа “Изучаем состав гранита”

Ну а потом стали разглядывать все камни подряд и заново сортировать их.
Хочу  сказать, что все эти камни мы собирали сами. Я не вижу смысла в покупных наборах, разве что просто для любования 🙂 Но коллекцию – свою собственную, по-моему должен собрать ребенок сам. Ну и что, что камешки в основном серенькие? Ведь за каждым стоит целая история, поход в горы, поездка, потом поиск информации, радость узнавания!
Исключение я делаю только для подарков – некоторые камни попали к нам из других мест и они окружены особенным флером дальних стран.

Практическая работа на урок Окружающего мира, 2 класс
Образцы из нашей коллекции камней

До того у нас все образцы лежали по специальным ячейкам, но теперь камней стало больше, ячеек не хватает. А так как у Дани в коллекции все камешки были разложены по кулечкам с номерами, то Катя тоже захотела сделать и себе так. Весь вечер ушел на то, чтобы покопаться в литературе, сличить образцы, все надписать и сложить! Кстати, нам очень пригодилась энциклопедия “У камня своя история” Дианы Астон – в ней мы нашли многие камни, которые у нас есть! Ну, и конечно, хитом была моя детская любовь – книга Шумана “Мир камня. Драгоценные и поделочные камни”.

У камня своя история
Книга “У камня своя история” просто великолепна!

В результате теперь наша коробка с камнями выглядит так:

Как хранить коллекцию камней
Хранение образцов камней

Как хранить коллекцию камней
Коробка с коллекцией

А на внутреннюю сторону крышки Катя наклеила листок с описью всех камней, входящих в коллекцию. Эта любовь к систематике в ней от меня))) Мы с ней обе любим все раскладывать по порядку, подписывать, рассортировывать 🙂 Еще бы писать аккуратнее научилась 😉
Фото всех камней, входящие в нашу коллекцию, можно подробно рассмотреть вот ЗДЕСЬhttp://www.tavika.ru/2014/10/stone-collection.html

Как хранить коллекцию камней
Опись коллекции, сделанная Катей

А дальше мы с Катей стали выбирать, о каком же именно камне рассказать в своем домашнем задании. У нас их много интересных! Например, кусок базальта, подобранный Катей в недавнем походе на древний вулкан Демерджи.

базальт с Демерджи
Базальт с горы Димерджи – древнего вулкана

Или самоцветы, собранные нами в Коктебеле у подножья Кара-Дага – еще одного потухшего вулкана.

самоцветы Коктебеля
Камешкки с коктебельского пляжа у подножья горы Кара-Даг

Или вот это чудо, которое мы нашли на пляже поселка Сатера, где отдыхали этим летом: внутри небольшого самого прозаического кусочка гранита оказалась полость с крохотными кристаллами кварца! Прямо настоящая пещера гномов или сказочный волшебный город!

кристаллы кварца
Жеода – кварцевые кристаллы внутри гранита

А может, нам показать камешки, которые приехали к нам из шахтерского края ? Их прислала нам в подарок Наташа-Нафтуся из Кривого Рога. Наташенька, мы до сих пор нарадоваться не можем на такое богатство!!!

коллекция камней
Камни от Наташи

Вот они крупным планом:

гранит
Образцы гранита

сланцевый уголь
Сланцевый уголь

нефрит
Нефрит!

кварц
Кварцит

гематит
Гематит (один из видов железной руды) – он даже магнитится, мы проверяли 🙂

Но остановились мы на нескольких камнях, которые имеют за собой долгую историю. Их подарила Кате бабушка. Это камни из коллекции ее отца, Бодягина Владимира Ивановича, который был профессиональным геологом-разведчиком. Всю свою жизнь он с женой провел в экспедициях, помногу лет жил на приисках, в самых глухих районах страны. Работал на Алтае, Тянь-Шане, в Сибири. Бабушка часто нам рассказывает о своем детстве, когда она вслед за отцом побывала в таких краях, которые нам кажутся настоящей сказкой! Горы тысячники, где небо необыкновенно синего цвета, а из-за недостатка кислорода и разреженности воздуха отсутствуют насекомые. Или Колыму и крохотный поселок Усть-Омчуг, где зимы такие суровые, что нам, крымчанам, даже слушать о них зябко!
Конечно же, в доме всегда было много камней, семья возила за собой в поездки целые ящики с коллекцией минералов. Потом эти коллекции были переданы в один из петербургских музеев геологии. А те несколько камешков, которые остались, теперь хранятся у нас.
Вот эти прадедушкины камни Катя и выбрала, чтобы сделать сообщение для урока.

коллекция камней
Прадедушкины камни

коллекция камней
Совместным мозговым штурмом в комментариях мы решили, что этот камень амазонит 🙂

пирит
А эти красивейшие металлические кристаллы в кварце – пирит (колчедан)

образец из коллекции камней
Еще один неопознанный камень, сверкающий розовыми крупными кристаллами.
Эти кристаллы – аметист?
агат
Агат

А в выходные, как я уже сказала, мы поехали на геокешинг в усадьбу Кесслеров – загородной дачи немецкого рода, одним из членов которого и был знаменитый геолог, “отец русской минералогии”, Александр Ферсман. Именно о своих детских годах в этой усадьбе он вспоминает в том отрывке, который приведен в учебнике “Окружающего мира”

в учебнике о Ферсмане
Воспоминания А. Ферсмана

В прошлый раз, когда мы были в этих местах, усадьба стояла практически в развалинах. Теперь же ее выкупил какой-то деятель искусства, отреставрировал, и смотрится она среди леса как замок Спящей красавицы.

усадьба Кесслера - Ферсмана
Усадьба Кесслера, в которой гостил А. Ферсман

Здесь, в бывших помещениях усадьбы и ее парке, теперь расположен интернат. Но вход на территорию свободный, можно прогуляться по Кесслеровскому лесу, а заодно и взять геокешерский тайник, спрятанный здесь. Мы в него положили геокрота, взятого на Демерджи.

геокешинг усадьба Кесслера - Ферсмана
Геокешерский тайник в Кесслеровом лесу

И можно посетить могилы самого Эдуарда Федоровича Кесслера, царского генерала, прославившегося в Кавказскую войну,  и его дочери, матери Александра Ферсмана, Марии Эдуардовны Ферсман.
Интересный рассказ об истории этой усадьбы и судьбе живших тут людей  можно прочитать на сайте “Крымовед”: http://www.krimoved.crimea.ua/zamok_kesslera-fersmana.htm

могила Ферсман
Могила Марии Ферсман

Вот пока и все о наших занятиях геологией, которые были навеяны одним школьным заданием. Но, конечно, на этом мы не остановимся – ведь Крым полон сюрпризов и загадок, и мы еще не раз будем погружаться в мир камней!

Вот здесь можно посмотреть другие Катины проекты для школы (1 и 2 класс): Проект “Страны мира”: Лэпбук про АвстралиюПроект “Города России”: Краснодар,  Самодельная книжка для доклада про бабочку, Исследовательский проект “Есть ли интеллект у хомяка?“, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологииСозвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Родной город“, Проект “Мой домашний питомец“, Коллаж “Моя семья в годы войны”, Космическая коробочка, Исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях“, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока“Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопарке “Солнечный остров”Проект “Моя семья”Проект “Математика вокруг нас”.

Похожие записи