Редкие дети не проявляют повышенный интерес к огню. Он для них и страшен и прекрасен одновременно. Чтобы удовлетворить детское любопытство и при этом направить его в конструктивное русло, я устраиваю для моих детей опыты – в ходе них можно и с чудесами огня познакомиться поближе, и все это происходит с моими пояснениями и под моим присмотром. Помните, я совсем недавно рассказывала,
как в домашних условиях сделать цветной огонь? Но на этом наши эксперименты с огнем не закончились. Сегодня я покажу три очень простых опыта, все необходимые составляющие для которых можно легко найти дома или в ближайшей аптеке. А для их проведения не понадобиться никакой специальной огнезащиты, кроме металлического противня, на котором лучше устраивать все поджоги. Ну, и конечно, не забывайте о технике безопасности – хороший повод еще раз поговорить о ней с детьми!
ОПЫТ 1. Химический фитиль.
Этот способ дистанционно поджигать запалы для бомб использовали еще в конце 19 века террористы-народовольцы при организации покушений на государственных чиновников. Но не бойтесь, мы ничего взрывать не будем:) Мы просто посмотрим, как огонь может рождаться не только от искры, но и просто от смешания некоторых веществ, которые по отдельности совершенно безобидны. Это хороший урок для юных химиков, которые так и норовят все порошки из разных пробирок смешать в одной, совершенно не задумываясь о том, что может в результате получиться не только безобидная коричневая бурда, но и небольшой взрыв (это у нас дома однажды проделал Витя со своим другом).
Нам понадобится:
- Марганцовка (перманганат калия) – продается в аптеке
- Глицерин- продается в аптеке
- Бумага
Ход эксперимента:
Тетрадный листок бумаги нужно скомкать и насыпать на него небольшую кучку марганцовки, где-то 1/3 чайной ложки (см. фото).
После этого надо капнуть на нее буквально 2-3 капли глицерина, не больше! (Мы отмеряли пипеткой, сделанной из коктейльной трубочки).
Проходящая химическая реакция является экзотермической. Это значит, что при соединении веществ выделяется большое количество теплоты. Поэтому надо будет подождать около полминуты, пока от реакции разогреется бумага. Сначала порошок зашипит и начнет пузыриться, от него пойдет дым.
А как только бумага достаточно нагреется – она загорится сама собой.
ОПЫТ 2. Мини-фейерверк
Смотря, как на праздники взрывают салюты, редкий ребенок не захочет попробовать сделать что-то подобное. Легко! Только, чур, под присмотром мамы 🙂
Нам понадобится:
- Марганцовка (перманганат калия) – продается в аптеке
- Железные опилки – продаются в магазинах с учебными пособиями и входят в состав химических наборов для детей.
- Растолченный в порошок древесный уголь (подойдет и растолченная таблетка активированного угля)
Ход эксперимента:
Сначала нам надо найти тигль, в котором мы будем устраивать наш фейерверк. Это должна быть какая-то небольшая огнеупорная емкость с длинной ручкой, которую не жалко испортить продуктами горения. Например, мы с детьми используем жестяной колпачок от бутылочки аптечного спирта, к которому прикрутили длинную ручку, сделанную из проволоки. А чтобы руки точно не обжечь, я еще и держу ее над огнем, используя плоскогубцы.
Потом на лист бумаги насыпаем три небольшие одинаковые кучки мелко растолченных порошков: марганцовки, опилок и угля. Мы брали в такой пропорции, чтобы остальных ингредиентов было столько же, сколько порошка от одной таблетки активированного угля.
После этого складываем лист бумаги пополам так, чтобы порошки ссыпались в одну кучку. Обязательно надо обратить внимание детей на тот способ, которым мы получили смесь порошков. Дело в том, что при перетирании марганцовки с железными опилками (если бы мы мешали какой-то ложкой или палочкой), смесь может вспыхнуть сама-собой.
Полученную смесь высыпаем в наш тигль.
Подносим тигль к пламени (например, газовой конфорки, сухого спирта или свечки) и ждем несколько секунд. Когда смесь прогреется, она начнет искрить и гореть фейерверком, похожим на бенгальский огонь.
Реакция длится всего десяток секунд, поэтому смотрите во все глаза 🙂 И будьте осторожнее – если у вас в порошке встретятся крупные частицы, они будут разлетаться по сторонам горячими искрами и могут оставить следы на мебели и других вещах.
ОПЫТ 3. Фараонова змея из глюконата кальция
Разные вещества в огне ведут себя по разному. Что-то просто загорается (например, бумага), что-то взрывается (например, газ углеводород), что-то искрит (как смесь в предыдущем опыте), что-то плавится (как пластмасса), что совсем не горит (например, металл). А что-то ведет себя уж совсем экзотически – вспухает и превращается в пористое вещество, объем которого во много раз превышает объем исходного вещества.
Для таких химических реакций есть даже специальное название – “фараонова змея”. “Змея” – потому что вещество, увеличиваясь в объеме как бы выползает из огня. А вот почему “фараонова” я так и не нашла 🙂 Может среди моих читателей найдется химик или филолог по образованию, который сможет это объяснить?
Нам понадобится:
- Таблетка сухого спирта (продается в отделах магазинов с туристским снаряжением)
- Таблетка глюконата кальция (продается в аптеке)
Ход эксперимента:
Кладем глюконат кальция на сухой спирт
Поджигаем спирт и через несколько секунд наблюдаем за тем, как обычная таблетка медленно превращается в настоящую змею!
P.S. Предупреждая все вопросы, сразу скажу: да, эти опыты опасны, особенно с марганцовкой. Но я специально показываю их детям. Во-первых, им надо знать, что с огнем не все так просто. А то привыкли видеть его в “прирученном” виде на плите под чайником. А во-вторых, лучше пусть они их проделают со мной и удовлетворят свою тягу к фейерверкам и взрывам, чем где-нибудь с друзьями под гаражом без всякой техники безопасности.
Но тут каждый решает за своих детей сам – есть такие ребячьи натуры, что, наоборот, будут потом пытаться самостоятельно проделать то, что нельзя. Лучше вас ваших детей не знает никто 🙂
Еще опыты и эксперименты по химии для детей в моем блоге: