| | | |

Опыты с растениями. Где верх, где низ?

Закончена очередная порция наших опытов с растениями:) В этот раз мы с Катей изучали вопрос: все ли семена прорастают корнями вниз, а росточком вверх? И если все, то откуда они узнают, где верх, где низ?
Из литературы мы узнали, что есть такое понятие – геотропизм растений. Это способность растения располагать свои органы, ориентируясь на земное притяжение.
Он бывает положительный и отрицательный.
У главных побегов растения отрицательный геотропизм – они растут против силы притяжения.
А вот у главных корней положительный геотропизм – они растут по силе притяжения.
Бывает еще и горизонтальный геотропизм – когда растение вытягивает свои органы (например, ветви) в стороны. 

ОПЫТ 1. Перевернутые семена.

Мы решили изучить явление геотропизма поближе. И посадили несколько семян подсолнечника, по разному ориентируя семена – вверх острым концом, вниз острым концом и “лежа на боку”. Как и ожидалось, все они проросли, и все ростки изогнулись так, что побег стал тянуться вверх, а корень – вниз. Это и есть геотропизм в действии. 
А вот в условиях невесомости, в космосе, ориентирование растений нарушено – ростки могут начать тянуться в любую сторону.
опыты с растениями для детей: геотропизм
Как не сажай семечку, все равно ростки вытянутся вверх, а корни вниз
ОПЫТ 2. Яблочный газ.
Мне стало интересно, что может сбить росток с его пути наверх? Оказывается, есть такой способ. На растения угнетающе действует газ этилен, задерживая их развитие и “притупляя” геотропизм. А источником этилена могут стать любые спелые плоды, например, яблоки.

Для опыта нужно взять два одинаковых только что проклюнувшихся ростка, две стеклянные банки и одно яблоко.
опыты с растениями для детей: влияние этилена
Первый росток будет контрольный экземпляр. Его мы просто накроем банкой.
А вот под банку ко второму ростку положим нарезанное кусочками яблоко.
Обе банки поставим в совершенно одинаковые условия и будем наблюдать за развитием ростков, не снимая их (чтобы не выпустить газ).
опыты с растениями для детей: влияние этилена
Через четыре-пять дней можно открыть банки. (Опыт можно продолжать и дальше, но Катя не разрешает мне “мучить” растения, поэтому как только становится виден “непорядок” в их развитии, она просит “отпустить их на свободу”). Но и так уже ясно видно, что росток, который находился в банке с яблоком, сильно отстал в развитии от контрольного. Кроме того, очевидно, что он не тянется вверх, а, наоборот, наклонен вниз, словно не знает, куда ему повернуть.
опыты по ботанике: влияние этилена
Влияние этилена на рост и ориентацию растения
ОПЫТ 3. Росток-акробат
Продемонстрировать способность ростка определять, где верх, где низ, можно на простом опыте. Для этого нам понадобиться два небольших ростка в таких емкостях, которые можно переворачивать, например, бутылочках.
В вертикально поставленных бутылках ростки растут совершенно вертикально.
опыты с растениями для детей: геотропизм
Если же положить бутылочку на бок, так, чтобы росток принял горизонтальное положение, то мы обнаружим, что вскоре он изогнется так, что снова будет направлен вверх. (Чтобы земля из бутылки не высыпалась, мы заткнули горлышко ватой, которую вынимаем при поливе).
опыты с растениями для детей: геотропизм
Росток повернулся на 90 градусов
Причем, меняет положение не только побег, но и корень. Он тоже поворачивается так, чтобы расти к центру земли.
опыты с растениями для детей: геотропизм корня
Корни тоже повернулись на 90 градусов
Сейчас мы пробуем растить наш росток в перевернутой “вверх ногами” бутылочке. Что с ним произойдет? Думаю, ответ вам уже очевиден 🙂

как растения определяют где верх где низ - геотропизм
Росточек перевернулся на 180 градусов

 На сегодня все, но наши эксперименты с растениями продолжаются!

Опыты с  растениями тут:

А если вам интересна тема растений, то вот тут в моем блоге вы найдете огромное количество разных материалов по ботанике для детей:











Похожие записи