| | | |

Продолжаем опыты со снегом!

Пока делали вчерашний опыт о том, можно ли есть снег, Катя попутно задалась двумя интересными вопросами. Почему так получилось, что когда растаял большой ком снега, он дал так мало воды? И какой снег быстрее тает – рыхлый или плотный? Чтобы ответить на них, мы продолжили наши эксперименты со снегом.
Начнем с первого вопроса.

ОПЫТ 1. Куда пропал снег?

Наберите в емкость снег и дождитесь, когда он растает. А после этого сравните объем получившейся жидкости с первоначальным объемом снега. Правда, впечатляет?
Опыты со снегом
Вот как мало воды получилось после того, как растаяла вся эта куча снега!
Так куда же “девался” остальной снег? Катя почему-то подумала, что он испарился. Но это совсем не так: сколько было молекул воды в нем, примерно столько же и осталось. Только вот он свое изменил свое агрегатное состояние. И именно поэтому “уменьшился”.
Чтобы понять, что случилось со снегом, попробуйте сложить с ребенком кубики в коробку двумя разными способами: просто набросать как попало и сложить аккуратно, так чтобы они плотно прилегали друг к другу. Думаю, малыш и без того уже на собственном опыте знает, что если складывать кубики аккуратно, то они займут меньше места.
опыты для детей
Хорошо сложенные кубики занимают в коробке меньше места
Так и со снегом. Снежинки не могут плотно прижаться одна к другой, между ними всегда остается воздух. Поэтому и занимают большой объем.
А когда эти же снежинки растают, то молекулы, из которых они состоят, теряют свою жесткую структуру. Теперь они могут сблизиться друг с другом так, что между ними не остается никаких промежутков. Совсем как аккуратно сложенные кубики в коробке. И поэтому они занимают меньше места.
ОПЫТ 2. Какой снег растает быстрее, плотный или рыхлый?
Для ответ на этот вопрос мы взяли два одинаковых кусочка снега. Первый оставили рыхлым. А из второго слепили плотный снежок. И положили их рядом наблюдать, какой же растает быстрее?
Уже очень скоро стало понятно, что первым растает тот снег, который был рыхлым.
Почему так произошло? Тут Катя правильно ответила: теплый воздух внутрь плотного снежка пробраться не может, поэтому и согревает снежок только снаружи. А в рыхлый кусок воздух попадает еще и изнутри. Поэтому этот снег растает быстрее.
Зимние опыты для детей
Берем два одинаковых куска снега

Зимние опыты и эксперименты для детей
Кусок, который слева, сжимаем в плотный снежок, кусок, который справа, оставляем как есть

Зимние опыты и эксперименты для детей
Очевидно, что левый плотный снег тает медленнее правого рыхлого
Кстати, это хорошо знают садоводы. Еще в старину после обильных снегопадов детей звали в сад водить хороводы вокруг деревьев, чтобы утоптать снег вокруг них. Да и сейчас многие огородники советуют утаптывать снег у стволов. Объяснения этому разные: и то, что весной он дольше лежит, медленнее тает, и поэтому земля под ним дольше остается влажной, и то, что во время ранних оттепелей утоптаный снег не успевает сойти и поэтому деревья не рискуют пойти в рост раньше времени.
Еще наши зимние опыты и эксперименты можно посмотреть тут:
Но мы с Катей мечтаем, чтобы у нас зимние опыты поскорее закончились и снег растаял. Надоела эта зима! Надо готовить к субботе чучело Масленицы и печь блины – прогонять Зиму, встречать Весну! 🙂

Похожие записи