| | | | |

Почему масло тает? Клуб почемучек

Добрый день, участники и читатели “Клуба почемучек“!

Сегодня у меня в Клубе ответ на вопрос, присланный мамой Светланой и ее дочкой Машей (4 года)

«Почему масло тает в горячей каше?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы займемся научными экспериментами прямо на кухне. Ведь именно тут можно найти все необходимые материалы для сегодняшних опытов. 
почему масло тает
Действительно, если достать из холодильника твердый кусочек масла и положить его в горячую кашу, то скоро мы увидим, как он превратится в желтую водичку. Говорят “масло растаяло”. А вот ученые-физики бы сказали: “Масло изменило свое агрегатное состояние”. Что это значит?

почему масло тает
Масло в каше

Давайте с ребенком изучим (а кто знает, повторим) различные состояния вещества. Ведь все на свете вещи и вещества находятся в каком-то одном из состояний (агрегатных состояний): твердом, жидком, газообразном или в виде плазмы
Думаю, что различия в них ребенок лучше всего поймет на бытовом уровне. Твердое состояние – это все, что не течет: не только камень и металл, но и  бумага, и вата (хоть она не твердая, а мягкая). Жидкое состояние – это то, что течет: вода, молоко и т.д. Газообразное – это все, что становится воздухом, дымом, паром. А плазма – это особое состояние вещества, которое возникает при очень сложных условиях, которые можно встретить в космосе или в лаборатории ученых. В этом состоянии вещество разлетается на те частички, из которых оно состоит – на отдельные атомы и молекулы. А мы с вами можем ее увидеть в плазменном шаре – такой светящейся лампе с “молниями”.
Задание: Определяем агрегатные состояния вещества.
Попросите ребенка соединить слова в прямоугольниках с нужным кружочком.
(насчет подбора примеров см. в комментариях).
задание по физике для дошкольников
Любое вещество на свете может перейти из одного состояния в любое другое (кроме плазмы, которая получается при переходе из газообразного). Да-да, даже железный чайник может стать и жидким, или газообразным, или плазмой. Просто с чайником это невозможно увидеть на кухне: нужно создавать специальные условия для него. Легче всего превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое проследить на примере воды – потому что для нее условия перехода совсем несложные. Она меняет свое состояние при незначительных перепадах температуры, которые мы ей можем организовать на кухне.
Опыт 1. Агрегатные состояния воды.
Поставьте перед малышом блюдце со льдом и чашку с горячей водой (такой, чтобы от нее шел пар). Попросите показать, в каком случае вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. И проследите, что с водой будет происходить, как вода меняет свое агрегатное состояние. Задайте вопрос, как воду из одного состояния можно перевести в другое? Что для этого нужно? Проделайте с водой все названные превращения. Например, чтобы вода перешла из из твердого в жидкое состояние – ее надо нагреть. Тогда лед растает, а физики говорят – расплавится. Произойдет это не в любой момент, а лишь когда лед нагреется до температуры ноль градусов. И паром вода станет не при любой температуре, а только при 100  градусах (при нормальном давлении, конечно).
какая бывает вода - опыт по физике для дошкольников
В каких агрегатных состояниях находится вода на фото?
То, что мы наблюдали с водой, верно для любого вещества. Любое вещество может из твердого стать жидким (этот процесс называется плавление), а из жидкого – газообразным (это процесс называется испарение). Может и наоборот: из газообразного стать жидким (конденсация), а из жидкого – твердым (замерзание). И даже может из твердого сразу стать газообразным, минуя стадию жидкого (это называется возгонка) и обратно (называется десублимация). 
Чтобы вы не запутались, я нарисовала схему превращения веществ:
схема превращения агрегатных состояний
Теперь у нас есть все нужные знания, чтобы понять, почему масло в каше тает.
Ведь что такое с физической точки зрения происходит, когда говорят “тает”? Правильно – переходит из твердого состояния в жидкое. То есть происходит процесс плавления. А как мы поняли, он происходит при определенной температуре (и давлении, но давление у нас на кухне самое обычное, поэтому мы его в расчет не берем). То есть, масло тает потому, что в горячей каше оно нагрелось до температуры своего плавления. 
А какая у него температура плавления? Когда масло начнет таять? Так же как и вода, при нуле градусов, или только в горячей каше, при почти 60 градусах? Давайте проведем эксперимент.
Опыт 2. Температура плавления масла.
Масло у нас в холодильнике хранится при температуре около +5 градусов. Давайте достанем его и поставим на стол. А рядом положим термометр. И подождем минут 10. Термометр в комнате покажет около 20-25 градусов. Что при этой температуре произойдет с маслом? Оно станет мягким, но еще не жидким. А если поставить масло на  солнечный подоконник. термометр покажет 30-40 градусов, а масло начнет течь. (Конкретная температура зависит от состава того масла, с которым проводятся опыты).
опыты по физике для дошкольников
Эксперимент с температурой плавления масла
А напоследок, раз мы уже достали масло из холодильника, давайте проведем с вами еще один эксперимент. Шуточный 🙂 Сколько раз вы и ваш ребенок слышали фразу “Бутерброд всегда падает маслом вниз”? Всегда ли? Давайте это проверим!
Опыт 3. Проверяем закон бутерброда.
Опыты – это хорошо, но и бутерброд валять по полу жалко. Поэтому мы постелили на пол пищевую пленку, чтобы после наших экспериментов бутерброды можно было спокойно съесть. И стали мазать бутерброды и ронять их разными способами – просто из рук и с края стола. В результате после серии из 10 экспериментов оказалось, что все 5 бутербродов, которые мы роняли, столкнув с края стола, падали маслом вниз. А все 5 бутербродов, которые мы роняли из рук, падали маслом вверх. 
Вывод: закон бутерброда действует не во всех случаях.
опыты по проверке закона бутерброда
Бутерброд готов к испытанию!
Другие опыты и эксперименты, которые можно делать прямо на кухне, можно посмотреть здесь: Откуда пенка на молоке?Бывают у микробов свои микробы? (опыты с дрожжами и скисанием молока, делаем съедобную модель клетки)Почему вода в море соленая (опыты с солью),  Почему молоко белое (6 опытов с молоком),  Почему фрукты в банке кажутся большими, чем на самом деле (опыты с преломлением)Почему оладьи получаются круглыми (опыты с поверхностным натяжением жидкостей)?На каком хлебе плесень растет быстрее? (сравнительный эксперимент по выращиванию плесени), Что горячее: горячий чай с холодным молоком или холодный чай с горячим молоком?,  Как люди научились печь хлеб (повторяем древний технологический процесс), Опыты с куриным яйцом

А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:
1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу “Клуба почемучек“), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.
2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой “Клуб почемучек”.  
ВНИМАНИЕ! Среди всех присланных весной и летом вопросов в начале сентября я разыграю ПРИЗ. Независимо от того, сделала я ответ на вопрос или нет. Подробности о призе будут ближе к розыгрышу отдельным постом.
Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски “Клуба почемучек” и сообщения о розыгрышах призов.

Ваше имя:
Ваш email:

Следующий выпуск будет посвящен ответу на вопрос мамы Евгении и ее сына Димы Как делают игрушки для Киндер Сюрпризов?”

Архив прошлых выпусков “Клуба почемучек” можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Материалы по теме:

1. Масло. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Сливочное_масло)

2. Агрегатное состояние вещества. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Агрегатное_состояние_вещества)

Похожие записи