| | | | |

Научные розыгрыши и задачки-шутки для 1 апреля

В этом году я посчитала, что дети у меня достаточно взрослые, чтобы оценить более тонкие первоапрельские шутки, чем “у тебя вся спина белая”. И решила развлечь их шутками научными. 
Ведь юмор бывает разный, в том числе и веселые задачки, неожиданные парадоксы и всяческие иллюзии. Думаю, большинство из них (если не все) вам знакомы, но детям все в новинку и все забавно 🙂 
Поэтому я хочу привести тут небольшую подборку веселых научных розыгрышей и фокусов для развлечения в “День дураков”. Может быть, и вам захочется поразить ваших малышей необычными опытами?

Начала с самого наглядного – на обман разных органов чувств и неочевидные свойства вещей и материалов.

веселые опыты для детей
Веселые опыты для детей

Задание 1. Что главнее – мозг или глаза?

На следующем опыте можно увидеть, как вступают в конфликт зрение и наша способность мгновенно читать слова. Это называется “эффект перцептивной готовности” – когда мозг в зависимости от ситуации подстраивается видеть то, что надо, а не то, что на самом деле. 
Здесь нужно вслух читать текст, но называть не сами слова, а их цвет. Хорошая тренировка на внимание и концентрацию!
веселые опыты для детей
Задание 2. Тепловая чувствительность

Возьмем три миски с водой. В центре вода комнатной температуры, с одной стороны горячая вода, с другой – ледяная.
Теперь попробуем среднюю  воду – как ощущения? Нормальная?
А потом минуту подержим руки одну в горячей, одну в ледяной воде и снова попробуем воду в средней миске. Теперь вода в ней в зависимости от того, какой рукой пробовали, кажется или холодной или горячей. Хотя она не изменилась!
Прикольно, как сказал Витя 😉
веселые опыты для детей
Наше восприятие окружающего мира меняется в зависимости от разных факторов

Задание 3. Удивительные фигуры

1) Нарисуйте на листе бумаги в клеточку этот треугольник и разрежьте его на фигуры, как показано на рисунке.
Если теперь треугольник сложить из этих же фигур, но другим способом, то получится треугольник такого же размера, но у него будет не хватать одного куска. Т.е. он уменьшится на целую клеточку! Можно голову сломать, перекладывая детали так и этак!
забавная математика для детей
Треугольник вверху занимает места на одну клетку больше, чем такой же треугольник внизу.
Не верите – проверьте сами!
Математические загадки для детей
Для этого разрежьте верхний треугольник на части и соберите
из него нижний так, как показано на рисунке. Все так и есть!
2) Подобный эффект можно получить, составляя из частей квадрата 8х8 клеточек (т.е. его площадь 64 клеточки) прямоугольник 5х13 клеточек (т.е. его площадь 65 клеточек). Получается, что площадь увеличивается на клетку, но мы-то берем одни и те же части!
Математические развлечения для детей
Квадрат вверху занимает 64 клеточки, а сложенный из его частей прямоугольник – 65 клеточек.
Математические развлечения для детей
Проверяем на опыте – разрезаем квадрат, складываем – все верно!
Интересно, все догадаются, в чем тут подвох? 😉 Честно говоря, я не догадалась – загуглила и нашла ответ в интернете.

А хотите еще испытать свою догадливость? Есть несколько простых заданий, которые решить не так уж и просто. 

Задание 4. Монета, проходящей сквозь маленькое отверстие


Берем монету 1 рубль. Обводим ее на листе обычной бумаги. Вырезаем отверстие. И предлагаем ребенку попробовать просунуть в эту дырку не разрывая бумагу монету в 5 рублей, диаметр которой очевидно больше, чем у монеты в 1 рубль.  
Кажется, что это невозможно. 



фокусы с монетками
Фокус с монеткой




Но если согнуть бумагу пополам, вложить внутрь монету и, растянув углы бумаги, как бы обвести монету, то она легко проходит. Этот фокус наглядно демонстрирует возможности науки топологии – одной из дисциплин математики.

первоапрельские задания
Ответ на загадку с монеткой




Задание 5. Невозможная фигура в реале


Еще одну топологическую задачку загадал нам с детьми мой муж. 
Надо глядя на фигуру из бумаги, но не беря ее в руки, догадаться, как она сделана. (Фигура состоит из одного цельного прямоугольного листа бумаги без всяких склеек).

забавные опыты для детей с бумагой
Объемная “невозможная” фигура из бумаги
(1- вид справа, 2 – вид слева, 3 – вид сверху)


Разгадка становится очевидной сразу как только возьмешь эту фигуру в руки. Она складывается в плоский лист бумаги с тремя прорезями – ничего сложного 🙂


невозможная фигура своими руками
Ответ к задаче о невозможной фигуре

Задание 6. Фокусы с  бумажными лентами

К задачам на топологию относится и фокусы с бумажными лентами, о которых я уже как-то рассказывала у себя в блоге. При разрезании бумажного кольца получается два колечка. В зависимости от того, как было склеено кольцо, они могут быть сцеплены или разделены, подробности по ссылке.
необычные опыты для детей с бумажной лентой
Волшебные ленты


Задание 7. Очень эффектно выглядят любые оптические иллюзии. 

Разные размеры (этот опыт мы подглядели в “Эйнштейниуме”)
Из картона вырезаем две одинаковых фигуры примерно такой вот формы (можно нарисовать шаблон от руки, точные пропорции неважны). Кладем их рядом – желтая кажется больше синей. Но стоит поменять их местами – и вот уже синяя  больше желтой! Хотя если их совместить друг с другом, то очевидно, что они одинаковы. Мы это знаем, но глаза говорят нам другое 🙂


опыт с оптическими иллюзиями для детей
Оптическая иллюзия – размеры бумажных фигурок кажутся разными
несмотря на то, что они полностью совпадают.



Есть еще много эффектных оптических иллюзий, заставляющих нас усомниться в том, можно ли доверять своим глазам. Я распечатала некоторые из них, чтобы удивить Катю: мы реально все перемеряли линейкой, чтобы убедиться, что различия в размерах нам только кажутся.


Верхняя горизонтальная черта кажется длиннее нижней,
хотя на самом деле они одинаковы


Тот же эффект получается, если на концах двух  одинаковых линий
нарисовать разные стрелки

Круги вокруг квадрата и внутри квадрата одинаковые, хотя кажутся разными по размеру
То же с кругами внутри левого и правого “цветочка”

Длинные диагональные линии кажутся непараллельными из-за черточек на них
В центре фигуры ровная окружность, хотя кажется, что она деформирована


Иллюзия движения на неподвижной картинке

А одну из таких иллюзий мы каждый день наблюдаем на полу своего подъезда. Ряды плитки кажутся сужающимися к краю, хотя они совершенно ровные. И сколько не меряй расстояния, а глаза говорят обратное 🙂

Горизонтальные ряды плитки абсолютно ровные





Задание 8. Обман органов чувств
 Но иллюзии бывают не только оптическими. Остальные наши органы чувств тоже легко обмануть. 
Вот здесь можно посмотреть несколько опытов на обман наших чувств, которые мы с дочкой делали по книге “Сам себе ученый”: http://www.tavika.ru/2015/04/experement-nad-soboy.html

забавные опыты на обман органов чувств
Забавные опыты на обман органов чувств





Еще можно удивить детей математическими фокусами

Например, я могу угадать любое задуманное число.

  • Задумайте число и запишите его. Удвойте его и прибавьте 1. Затем умножьте на 5 и вычтите 5. Разделите на 10. Результат запишите рядом с задуманным числом. Что получилось? (задуманное число)
  • Задумайте число и запишите его, умножьте на 5, прибавьте 2, умножьте на 4 и затем прибавьте 3. Теперь умножьте на 5 и прибавьте еще 7. Запишите результат. Вычеркните две последние цифры. Какое число получилось? (задуманное число)


Математический фокус с карточками

А  простой математический фокус с карточками, который легко сделать своими руками, можно увидеть ЗДЕСЬ



Задачки шутки

Ну и вот эти задачки-шутки на сообразительность всегда пользуются неизменным успехом у детей! 
Витя почти все из них знает, а Кате пришлось проявить всю свою смекалку, чтобы разгадать их 😉
  • Одно яйцо варится 5 минут. Сколько времени будут вариться 4 яйца?
  • На одном берегу 7 утят, на другом – 12 цыплят. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
  • В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется?
  • Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой – за 100 минут. Какой из них летит быстрее?
  • На березе росло 9 яблок. Подул сильный ветер, и 5 яблок упало. Сколько осталось?
  • Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
  • Как правильно сказать: “9 и 7 будет 15” или “9 плюс 7 равно 15”? 
  • У вас имеются двое часов, одни, которые вообще не идут, и вторые, которые отстают на одну минуту в сутки. Спрашивается, какие часы лучше? (задача Л.Кэролла)
  • У вас в кармане коробок с одной-единственной спичкой. Вы вошли ночью в тёмную комнату, где есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?
  • Какого цвета стоп-кран в самолете?
  • Ты пилот самолета, летящего из Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время в полете 2 часа. Сколько лет пилоту?

Вот так весело прошел у нас день 1 апреля 🙂 А как празднуете его вы?

Похожие записи