Как писать и оформлять реферат, доклад и прочие самостоятельные работы учащихся
Это пост-памятка. В первую очередь для нас самих. Он содержит рекомендации и требования, принятые у нас в школах и других учебных заведениях при написании письменной самостоятельной работы учеником. Эти правила мы использовали, начиная с младшей школы для написания исследовательских работ, рефератов и докладов и заканчивая моими собственными курсовыми и дипломными работами в университете.
Здесь я собрала самые основные ответы на вопросы: как писать, что писать, как оформлять. Если вам в вашем учебном заведении не дали никаких указаний по написанию работы, то за основу можно брать эти правила – они являются самыми универсальными.
Ведь мало выбрать интересную тему, мало поставить опыты и эксперименты, мало провести исследование. Надо уметь его правильно описать и оформить!
За это ставятся определенные баллы, которые потом будут учитываться в общей оценке.
Конечно, лучше всего взять методические указания и правила подготовки работ именно на том конкурсе или в том учебном заведении, где он будет проходить. Обычно организаторы предоставляют их участникам.
Поэтому мои советы тут – это просто мой личный опыт написания работ, они не претендуют на роль образца:) Но чтобы с чего-то начать, изучить их стоит.
Исследовательский проект в школу |
Требования к оформлению работы.
План работы оформляется так :
Основная часть работы оформляется так:
Список литературы оформляется так:
1.Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: «Наука», 1980. – 312 с.
Статья в журнале или газете (автор, название статьи, название журнала, номер, дата, страницы, на которых помещена статья):
Ссылка на электронный ресурс (название статьи, название сайта, url-адрес сайта):
Теперь перейдем к самому содержанию работы: как писать?
1. Необходимо выбрать тему работы.
Она будет отражена в названии вашего доклада.
Любая работа должна обязательно содержать вашу самостоятельную разработку. Даже если вы берете какую-то давно известную тему или эксперимент, продумайте, в чем именно будет заключаться новизна именно вашего подхода. И какую часть работы ваш ребенок сможет сделать сам и потом объяснить самостоятельно членам принимающей комиссии на защите.
Как ни странно, даже конкурсы очень серьезного уровня грешат тем, что на них встречаются работы, которые просто взяты из интернета без всякой попытки сделать что-то самим. Например, именно это произошло как раз с этим Катиным докладом “Изучение дождевого червя в домашних условиях” – на следующий год на защите на конкурсе мы встретили работу точно с такими же опытами про червя, взятыми из моего блога, и такой же канвой. Представляете наш шок?
А еще при выборе темы подумайте, надо ли вам в сотый раз выращивать с ребенком на конкурс кристаллы соли и медного купороса или делать вулкан из соды и уксуса? Члены комиссии ежегодно принимают по десять таких стандартных докладов.
И подумайте, надо ли давать ребенку тему, до понимания которой он еще не дорос? Похвально желание родителей взять для доклада серьезную тему. Но если в результате весь научный аппарат написала мама, все наглядные материалы сделал папа, а ребенку оставили только как попугаю зачитать по бумажке подготовленный текст – то есть ли смысл в такой работе? Опять же до смешного доходит: ребенок на защите рассказывает о явлении, которое описывается сложными математическими формулами, а сам даже значений терминов не знает. И это выясняется при первом же дополнительном вопросе.
2. План работы.
3. Вступление
(обычно по объему где-то страница-две).
Нужно определить цель работы (В своей работе я хочу показать, что…).
Определить объект или предмет исследования (Для этого я рассмотрел то-то и то-то...).
Определиться с постановкой задачи (Чтобы достигнуть цели работы, надо проделать то-то и то-то).
Описать методы исследования (Это я буду делать так-то и так-то…).
Во введении нужно обязательно подчеркнуть, почему вы эту тему считаете перспективной и в чем ваш личный вклад в ее изучение – что вы сделали самостоятельно (Мною был проведен такой-то эксперимент или мною был разработан макет, схема, график, создана компьютерная программа или презентация и т.п.).
4. Само содержание работы.
Занимает основной объем (около 10-20 страниц для школьных работ в зависимости от сложности темы). Лучше всего разбить его на несколько подпунктов.
5. Заключение.
В нем обычно пишут то же, что и во вступлении, только в прошедшем времени: я показал…, я сделал…, я провел…
6. Список использованной литературы.
Не меньше трех наименований (оптимально – около десятка). Желательно, чтобы хоть одно из них (а лучше больше половины) было не электронным ресурсом, а “бумажной” книгой.
7. Приложения.
Все иллюстрации, схемы, карты должны быть не в тексте работы, а в приложениях. В тексте на них ставится только ссылка в скобках: (см. Приложение 1).
Каждое приложение дается на новой странице. Их можно нумеровать буквами: Приложение А или цифрами: Приложение 1.
Когда подсчитываешь объем работы, листы с приложениями не учитываются (т.е. если вам задали написать фиксированный объем, например, 10 страниц, то титульный лист, план, введение, заключение и список литературы туда входят, а приложения – нет. Поэтому реально работа может получится 15 страниц, если надо в объеме учесть приложения)
Какие документы и материалы нужно оформить?
У каждого конкурса есть свои требования, их надо узнавать заранее. Но обычно стандартная процедура такова – надо подать:
1. Заявку на участие в конкурсе
2. В оргкомитет (или кто там проводит конкурс) надо предоставить тезисы работы (очень сжатое описание работы: ее название, авторов, руководителя, ее цели, задачи и выводы) – все не более одного листа А4.
3. В оргкомитет надо сдать один экземпляр доклада и диск с записанной на него презентацией доклада (второй экземпляр всего этого надо взять с собой на защиту доклада в тот день, когда будут заслушиваться выступления)
4. Выступить перед комиссией с устным докладом – защитой работы
Защита доклада “Изучение дождевого червя в домашних условиях” на школьном этапе конкурса “Я- первооткрыватель”, Катя, 1 класс, 2015 г. |
Защита доклада “Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей” Выступает мой Витя и его одноклассник Илья , 6 класс, 2012 г. |
И, наконец, как проводится защита работы.
Выступление должно занимать 5-7 минут. Не больше! Некоторые комиссии очень строго придерживаются регламента и прямо останавливают детей когда время вышло.Защита обычно сопровождается компьютерной презентацией, выполненной в формате Power Point (ppt) – ее надо принести с собой на флэшке. Презентацию выводят на большой экран, чтобы все присутствующие могли ее видеть. Хорошим тоном будет, если ребенок во время своего доклада будет обращаться к презентации – показывать на ней какие-то данные, фото, а не просто читать свой текст отдельно, а презентация будет идти за спиной только фоном.
Например, по ссылке вы можете посмотреть, как сделана наша презентация к докладу на конкурс “Я – первооткрыватель” от МАН (1 класс).
Хорошее впечатление производит, если ребенок будет говорит текст по памяти, а не читает с листа или с презентации. Потому что читающего ребенка слушать очень скучно. Кроме того, часто дети это делают настолько тихо и неразборчиво, что для остальных высидеть такой доклад – настоящее мучение! Поэтому свое выступление надо просто вызубрить и рассказывать с выражением.
Кроме того, всегда положительно оценивается, если ребенок не только рассказывает, но и принес какие-то наглядные пособия: модель, результаты опытов, хотя бы схему или плакат. Только нужно, чтобы в изготовлении его участвовал сам ребенок, хотя помощь взрослых допускается.
После выступления будут заданы дополнительные вопросы, ответы на которые тоже оцениваются комиссией.
Более того, обычно оценивается еще и активность на слушаниях – т.е. надо и задавать вопросы другим докладчикам.
А вот такие критерии оценки выступления ребенка (переписываю с листочка, выданного на защите доклада в МАН Крыма) :
5. Полнота ответов на дополнительные вопросы.
6. Активность (то есть надо самому задавать вопросы другим докладчикам).
Вот так – с одной стороны все просто, с другой – это надо знать, чтобы вашей интересной и полезной работе не сняли лишние баллы из-за ерунды: неправильно оформленного титульного листа или отсутствия пунктов плана.