Модель парового двигателя
Делать модели – это для Вити 🙂 Конечно, не обошлось без помощи Антона, но с каждым разом Витя все больше понимает в этом деле сам. А уж компьютерную презентацию потом делать и схемы рисовать – это Витя может уже лучше нас:)
Звучит важно. На самом деле – забавная штучка.
Вот видео работы нашей паровой турбины (39 секунд).
Катя все спрашивала: “А когда она полетит?” Видимо, ей колесо напоминало винт от вертолета. Да и мне эта штука напоминает космический корабль из кинофильма “Кин-дза-дза”. Пепелац 🙂
![]() |
Схема работы модели паровой турбины. Рисовал Витя |
Дальше мастер-класс по созданию парового двигателя:)
Для паровой турбины нам понадобится:
- 2 жестяных банки (у нас они были от сгущенки). Одна из них обязательно должна быть еще не открытая, потому что мы будем открывать ее особым способом!
- Тонкая трубка или стальной стержень, в котором надо будет просверлить отверстие.
- Гайка, шуруп, длинный гвоздь, 2 пластмассовых дюбеля
- Сухой спирт, вода.
Сначала рисуем эскиз. Примерно так:
![]() |
Эскиз модели |
Когда все детали продуманы, приступаем к изготовлению.
Самый интересный этап: берем целую банку, и в ее крышке пробиваем два диаметрально противоположных отверстия. Через них надо будет вылить содержимое банки. Так как у нас там была сгущенка, Витя очень быстро справился с заданием опустошить банку 🙂 Банку моем. Наш резервуар для воды готов.
![]() |
Подготавливаем консервную банку 🙂 |
Вторую банку можно открывать как обычно, мы все равно будем разрезать ее пополам. Из нижней половины будем делать топку. Ножницами по металлу прорезаем отверстие для того, чтобы класть туда топливо. По окружности шилом делаем ряд отверстий, чтобы улучшить доступ кислорода (мы сначала не сделали, и огонь плохо разгорался).
![]() |
Так выглядит топка паровой турбины |
![]() |
Вырезание крыльчатки и держателей для нее |
После этого все детали нужно припаять к резервуару. Тут уж Антон Вите помог.
Сначала по окружности к дну резервуара надо припаять топку.
![]() |
С помощью тонкого сверлышка Антон сверлит отверстие в металлическом стержне. А потом припаивает все детали модели. |
А на второе отверстие нужно припаять узкую трубочку и ушки для установки турбины
![]() |
Модель паровой турбины. Вид сверху без крыльчатки |
![]() |
Подготовленная к установке крыльчатка турбины |
![]() |
Модель паровой турбины с установленной крыльчаткой |
Все готово, можно наливать воду (не очень много, примерно 1/3 банки, чтобы закипала скорее), закручивать шуруп, класть в топку сухой спирт и поджигать. Как только вода закипит (где-то минут 3-5), пойдет пар и колесико закрутится.
![]() |
Модель паровой турбины в действии |
Мы не делали ничего, чтобы гасить огонь – таблетки сухого спирта как раз хватает на то, чтобы налюбоваться вращением. Только будьте осторожны – помните, что в банке кипящая вода, а снизу открытый огонь! Используйте прихватки и подставку для горячего из невоспламеняющихся материалов.
![]() |
Общий вид паровой турбины |
Витя: “Исследование астероидов” (8 класс), “Сила воды” (7 класс), “Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей” (6 класс), “Вкусовая карта языка” (4 класс),
Катя: “Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс), “Каменная карта звездного неба” (8 класс)