Происхождение человека. Клуб почемучек
А здесь, у себя в блоге, я делаю перепост прошлого выпуска Клуба, в котором я отвечала на вопрос мамы Галины и ее пятилетней дочки Катюши:
Давайте посчитаем: дочку родила мама, маму – бабушка, бабушку – прабабушка. Скорее всего, она или ее мама жила еще при царе! Потом мы увидим пра-прабабушку и пра-пра-прабабушку. Пропустим всего лишь 60 поколений, и мы окажемся во временах, когда только образовывалось первое государство славян – Киевская Русь. Если мы по этой цепочке заберемся еще дальше в прошлое, то через 300 поколений от нас увидим наших предков – древних земледельцев, которые только-только научились сеять пшеницу и строить дома. А их предки (отсчитаем еще 200 поколений) были первобытными кочевниками – жили в пещерах, одевались в шкуры, добывали себе пищу на охоте и жарили ее на костре. А до них люди и костер-то разводить не умели, и охотится им было нечем – копье или другое оружие они еще не придумали. И одежда им была не нужна – их тело шерсть покрывала. Да и людьми ли они были? По виду, поведению, строению скелета и многим другим признакам они были очень похожи на обезьян. Это и есть предки современного человека (по научному Homo sapiens – человека разумного). Ученые их назвали гоминиды (лат. Hominidae). Из разных их видов развились не только Homo sapiens, но и другие виды людей, которые давно уже вымерли, например, неандертальцы.
Плакат “Эволюция человека” висит у Кати в комнате |
К гоминидам относятся и современные виды человекообразных обезьян – гориллы, орангутаны, шимпанзе. Ветвь людей и ветвь шимпанзе разделились примерно 6,5 миллионов лет назад. Стоит посмотреть любой документальный фильм из жизни современных обезьян, и мы увидим, насколько “по-человечески” они себя ведут.
Знаете ли вы, что обезьяны используют орудия труда (палки и камни) для своих целей? Что они обучают своих детей своим примером? Что в разных стаях есть свои традиции поведения, передающиеся только среди этой стаи? Знаете ли вы, что обезьяны могут научится человеческому языку и разговаривать на нем? Например, самец бонобо (подвид шимпанзе) Канзи понимал на слух около 3000 английских слов, а “говорил” (набирая нужные слова на клавиатуре с картинками), активно используя 500. Известен случай, когда самка бонобо сама обучила своего детеныша человеческому языку знаков и общалась с ним с их помощью. А знаете ли вы, что человекообразные обезьяны по своим умственным способностям достигают уровня двух-трех летнего ребенка? Это звучит фантастически, ведь ребенок к трем годам уже самый настоящий разумный человечек! И, тем не менее, это так. Только вот в отличие от человеческих детенышей, обезьяны сильнее поумнеть не могут, их мозг на это не способен.
Детеныш шимпанзе практически не отличается от человеческого Фото отсюда: http://pozitivchik.info/2011/12/shimpanze-poluchat-chelovecheskie-prava/ |
Почему же наши предки стали еще дальше развиваться и превращаться из обезьян в людей? Видимо, на это сильно повлияло изменение климата Земли. После многих тысяч лет теплой погоды на Земле началось похолодание. Многие виды животных были не готовы жить в таких условиях и вымерли. А нашим предками пришлось очень быстро изменять свою жизнь и приспосабливаться к новой обстановке. Стало сложнее находить пищу, стало трудно жить без укрытия и без источников тепла. Поэтому им пришлось напрягать свой мозг, чтобы выжить. И они потихоньку стали превращаться в разумных людей. Это произошло не сразу, а в процессе эволюции: у мамы-обезьяны рождались детеныши, у одного из которых какой-то признак случайно получался не таким, как у всех. И если это было полезнее для жизни, то он был более успешным, дольше жил, у него рождалось больше детей, которые этот признак перенимали от него по наследству. Его дети с этим новым признаком тоже были успешнее детей других членов этой стаи. И у них тоже было больше детей. Поэтому в конце концов в стае оставались только особи с этим признаком, и он уже становился не исключением, а нормой для этого вида. По видимому, именно так развился мозг. И эти древние существа перестали быть обезьянами, а стали людьми.
Но первые люди практически не отличались от обезьян. Только антропологи (ученые, которые занимаются изучением происхождения человека) могут увидеть отличия. В строении костей, в форме челюсти и черепа. Они на раскопках изучают остатки давно вымерших существ, и по их строению могут сказать – ходило ли это существо на двух или четырех ногах, умело ли говорить, какого размера был его мозг. По мусору, оставшемуся рядом с костями могут узнать, чем питалось существо, использовало ли какие-то орудия труда, умело ли разжигать огонь. Может быть оно уже украшало себя бусами из зубов хищных зверей или умело рисовать на стенах пещеры картины природными красками?
Моя дочка Катя тоже любит играть в раскопки – давайте вместе с ней попробуем найти какие-нибудь ископаемые останки и определить, к каким живым существам они относятся.
Для игры в раскопки понадобится песок (или манка) и несколько игрушек |
Катя с одного взгляда может определить, что за существо она обнаружила:)), но по-настоящему очень трудно провести грань – была ли это еще обезьяна, или уже настоящий человек. До сих пор ученые спорят об этом. Но большинство согласны в том, что современный человек (Homo sapiens) впервые появился в Африке в результате эволюции 400-250 тысяч лет назад и оттуда распространился по всему миру. Это подтверждают не только находки археологов, которых с каждым годом становится все больше, но и генетические исследования. Когда зарождается ребенок, то частички информации родителей складываются в клетках ребенка. И потом, взяв клеточку у ребенка на анализ, можно узнать и о его родителях. А в их клетках “записана” информация об их родителях. И ученые-генетики могут “прочитать” эту информацию обо всех предках, которые когда-либо жили на Земле. В 2009 году американские ученые провели такое исследование среди разных народов мира и обнаружили, что все современное человечество произошло от одной группы предков, живших в Африке. И меньше всего отличаются от нашего общего предка племена бушменов, которые и сейчас продолжают там жить.
Бушменка. Фото из Википедии |
Надеюсь, Катюше будет понятно мое объяснение:). Конечно, оно далеко не полное и дает лишь общее представление об антропогенезе. Надеюсь, когда Катюша вырастет, она сама прочитает много-много умных книжек об этом и тогда сама разберется во всех деталях 🙂
А пока я ей могу посоветовать книжку, которую написала я и которыую выпустило издательство “АСТ” “Откуда взялся человек” (найти ее можно, например, в интернет-магазине “Лабиринт” вот ТУТ)
В дополнение к рассказу хочу порекомендовать те книги и фильмы на эту тему, которые читали и смотрели с дочкой мы:
- Р.Киплинг “Как было написано первое письмо”.
- Рассказы из сборника Феликса Кривина “Упрямый горизонт”: “Что было, когда Санечки не было” и “Кто самый первый научился ходить”.
- Повесть Д’Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”. Про жизнь первобытного мальчика Крека.
- Фильм канадских документалистов “Одиссея пещерного человека” (Франция, 2003 г.). Об эволюции человека от самых первых шагов до появления вида Homo sapiens.
- Фильм производства ВВС “Прогулки с пещерным человеком” (“Walking with Caveman”, 2003 г.). О происхождении человека и о разных видах первобытных людей. Особенно трогательная история о самке австралопитека Люси, рассказанная в первой серии фильма.
- Фильм “Умные обезьяны” (“Clever monkeys”, США, 2008). О культуре обезьян, как они общаются друг с другом, что из “чисто человеческих” качеств им свойственно.
- Видео на YouTube о том, как происходила эволюция человеческого лица. 7 миллионов лет за минуту. https://www.youtube.com/watch?v=9i_oJn-9d_0&feature=youtu.be
Напоминаю, что свои вопросы для “Клуба почемучек” вы можете присылать мне на почту: tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы). Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, были ли они опубликованы или нет, в конце года будут участвовать в розыгрыше приза.
Архив прошлых выпусков “Клуба почемучек” вы можете увидеть здесь.