| | |

Строение почвы. Клуб почемучек

В своем «Клубе почемучек«, я отвечаю на вопрос Ангелины «Почему образуются лужи?». Заходите в Клуб и вы тоже узнаете ответ 🙂
Мы с Катей собрали на прогулке материалы, провели наблюдения и эксперименты и нашли ответ на этот вопрос.
Но ответ на вопрос неразрывно связан с еще одной темой — строение почвы.Поэтому мы продолжили занятия дальше и я решила показать и рассказать Кате, как устроена почва…
Так получилось еще одно экспериментальное занятие для детей на тему строение почвы по географии, которое вы читаете сейчас.

строение почвы на примере стакана


Тем более, что все необходимое у нас уже было приготовлено для урока про лужи.
На улице для опытов мы собрали образцы разных почв каждую в свой кулечек: мелкие камешки (у нас это был мелкий гравий), песок, глинистую землю (там где мы живем, вся земля имеет красноватый оттенок и после дождя очень скользкая и липкая — по этим признакам легко понять, что в ней очень большое количество глины), а хорошую черную землю я взяла из ненужного цветочного горшка дома. Еще на улице я сковырнула самый верхний слой почвы — с травинками, опавшими листьями и веточками.

строение почвы для детей

Вернувшись домой, мы с Катей посмотрели фотографию оврага, сделанную нами летом во время отдыха в поселке Верхнезаморское. Местная учительница рассказала нам об этом месте, и посоветовала обязательно сходить и посмотреть — там есть прекрасный разрез почвы, где можно увидеть «воочию» все ее строение. Сделанные там фотографии очень помогли нам сейчас. Мы снова рассмотрели почвенные горизонты (так называются слои земли разного цвета, видимые на разрезе).
На фото мы видим разрез почвы Керченской степи (это, мне кажется, называется темно-каштановые солонцеватые почвы на майкопских глинах, но я не уверенна на 100%). На нем слой гумуса совсем небольшой.

почвенный профиль и горизонты почвы для детей

Верхний слой почвы (1) — самый темный. Он состоит из отмерших остатков растений и животных. Это самый плодородный слой. Называется он перегнойным или гумусом. Образуется он очень медленно — 1 см за 300 лет!
Дожди смывают этот гумус в глубину, в более бледный по окраске слой (2) — слой вымывания. Там перегной смешивается с песком и глиной. Еще ниже совсем бледный слой (3), в котором практически нет перегноя, а много минеральных частиц, образующихся из за разрушения горной породы — горизонт вмывания или подпочва. А еще ниже находится материнская порода (4).

слои почвы наглядно

Теперь мы сделаем свою модель строения почвы прямо в стакане!
Катя стала насыпать нужные материалы слоями: в самый низ — гравий, изображающий материнскую породу. Потом перемешанный с землей песок — подпочву. Потом глинистую землю — слой вымывания. Потом хорошую землю для растений — гумус. А сверху мы положили кусочек дерна, принесенный с улицы — со всеми листиками и травинками.
Получился слоистый коктейль 🙂

горизонты почвы для детей

урок для детей о строении почвы

А потом Кате захотелось посадить оставшиеся ненужными маленькие травинки. И почему-то обязательно в песок. Это навело меня на мысль поставить еще один опыт, объясняющий плодородие почв. Почему в пустыне растений почти нет, а в нашем лесу их много?
Я предложила Кате посадить одни травки в песок, а другие — в землю. И посмотреть, какие из них будут расти лучше.
Вот так растения выглядят сейчас.
А через неделю мы сравним их и посмотрим, что получится 🙂
P.S. Результаты этого нашего опыта я описала здесь.

тематическое развивающее занятие строение почвы
Экспериментально выясняем плодородность почв

Похожие записи