Обучающие плакаты своими руками
Я хочу показать обзор наших обучающих плакатов и наглядных пособий, которые делала для детей в разное время и на разные темы. Я считаю, что плакаты на стенах – это прекрасный способ пассивного обучения. По себе знаю, что то, что висит и лежит перед глазами запоминается исподволь. Нет-нет, да и скользнешь взглядом по таблице или графику. Напомню только избитый пример из жизни великой женщины-математика Софьи Ковалевской. Кто знает, кем бы она стала, если бы стены в ее детской комнате не были за неимением обоев заклеены страницами из учебника по математике?
Вообще, плакатов (и покупных, и распечатанных из интернета, и рисованных самостоятельно) у нас за все время было очень много. Я их периодически меняю, в зависимости от перемены Катиных интересов. Все стены в крохотной комнате Кати покрыты наглядными пособиями. Вот, например, одна из стен:
Обучающие плакаты в интерьере |
Тут я хочу собрать и показать только те наглядные пособия, которые мы с детьми делали своими руками:
Чтобы стимулировать любопытство Кати, когда мы изучали английские буквы, я сделала английский алфавит в виде домиков с окошками. На каждом окошке – буква, а если его открыть, то можно увидеть слово, начинающееся на эту букву.
Настенный плакат с английским алфавитом |
Когда мы учили дни недели, я сделала в том же стиле, что и английский алфавит, плакат-календарь. Сами дни недели в виде домиков я приклеила скотчем прямо на дверцу холодильника. У каждого дня внизу кармашек, в который можно положить записку о том, что в этот день ожидается – поход в театр, чей-то день рождения или просто в этот день надо идти на занятия в кружок. А машинку-магнитик нужно переклеивать напротив текущего дня недели. Сверху же над нужным днем мы приклеиваем еще магнитики – солнышко и тучки, которые изображают погоду в этот день. А после мы добавили сюда еще и комнатный термометр.
Календарь-неделька |
Этот плакат изображает нашу большую семью. В нем я показала прямых предков Кати и Вити, включая пра-пра-пра-прадедов (до середины 19 века). Форма древа так называемая “восходящая”. Когда от персоналии прослеживаются все ее предки.
Это результат нескольких лет моих личных (для себя, а не для детей) изысканий по поводу истории нашей семьи. Информации у меня набралось огромное количество, я построила в профессиональной программе полное родословное древо. Но хотелось, чтобы дети могли увидеть его упрощенный, доступных их пониманию вариант.
Поэтому я выбрала самую важную информацию – имена, местожительства, профессию, годы жизни, фотографии, если были. Казалось бы, на плакат удалось вместить так немного, но на самом деле даже этого хватает, чтобы увидеть в судьбах и географии нашей семьи непростую судьбу всей нашей страны.
Родословное древо |
3.1 Еще один плакат с генеалогическим древом мы готовили для детского садика. Это более простой вариант, здесь представлены только ближайшие предки Кати. Зато она делала плакат сама.
Генеалогическое древо |
4. Карта мира.
Я специально не покупала карту, а рисовала ее сама. Большого размера (лист А1). Потому что мне надо было максимально просто и максимально наглядно показать материки. Без линий меридианов и параллелей на карте. Без всяких лишних подробностей. – только основные реки, самые крупные озера, самые большие массивы гор. Где снега – там белое, где леса – там елочки, где пустыни – желтый песок. А потом эту карту я покрыла скотчем и сделала тематические карточки, которые можно будет к ней приклеивать опять-таки на скотч. Например, людей различных национальностей. Животных – кто где живет. Растений – которое откуда завезено. Или самые известные достопримечательности. Самые известные исторические деятель разных стран. Самые известные деятели культуры и искусства.
Самодельная карта мира |
Примеры карточек:
Карточки достопримечательностей на карте |
Карточки национальностей |
Карточки животных |
Карточки исторических персонажей |
Я рисовала планеты на листе А1. А потом мы, как и на карте мира, наклеивали в нужные места карточки с распечатанными космическими объектами, которые летят на данный момент в космосе.
Плакат “Солнечная система” |
Станция “Dawn” прибудет к спетнику Юпитера Церере в 215 году |
6. Картинки для обучению чтению.
Когда Катя только училась читать, и нам надо было нарабатывать технику чтения, я рисовала для нее картинки, где подписывала все предметы. И потом развешивала эти картинки по всем стенам в ее комнате. Проходя мимо, она нет-нет, а останавливалась и прочитывала несколько надписей. Главное, их почаще рисовать новые – чтобы не надоедали:)
Вот пример такой обучающей картинки (лист А4), другие можно посмотреть по ссылке в названии.
После посещения балета “Щелкунчик” |
7. “Породы кошек и собак”
Плакаты, сделанные Катей самостоятельно из вырезок из журналов. Она у нас очень увлекается кошечками и собачками, и не может пройти мимо зоомагазина, чтобы не зайти и не взять рекламный буклет. А потом дома все картинки вырезает. Чтобы как-то утилизировать кучу этих вырезок, я и предложила Кате оформить плакат. Она наклеила фото животный различных пород, а потом по энциклопедии находила их названия. Я помогла Катей их подписать (она тогда еще не могла). Получилось развивающее пособие 🙂
Для кабинета астрономии в школе мой муж Антон сделал постеры с изображением планет Солнечной системы. По ним можно наглядно представить себе масштабы этих небесных тел. Идею мы увидели в интернете, но чтобы не пользоваться чужими иллюстрациями (да и фото нам нужны были очень хорошего разрешения – чтобы печатать плакаты во всю стену), Антон сам сделал их 3D модели на компьютере, а потом на основе этих моделей подготовил все иллюстрации.
Вот только одна из пяти иллюстраций (скачать из в большем разрешении можно по ссылке в названии):