День 1. Знакомство с понятиями
Перед тем, как отправляться в плаванье, нам надо познакомиться с основными понятиями. Ведь на море все не так как на суше. Даже привычные нам вещи называются другими словами.
И начнем мы знакомство с морем … с берега.
Приглашаем всех прогуляться по порту. Мы с Катей специально поехали в Ялту, чтобы посмотреть на корабли. Если же вы не являетесь счастливыми жителями приморского города, и море от вас далеко, то посмотрите с ребенком чудесный мультфильм “В порту” – из него очень многое можно узнать.
В Ялтинском порту |
Итак, мы в порту. Акватория порта (т.е. его водное пространство) ограждается со всех сторон волноломами – большими камнями, сваленными в воду для того, чтобы во время шторма о них разбивались волны. Корабль заходит с моря в порт по фарватеру – безопасному для плаванья проходу. Фарватер обозначается буями или бакенами – плавающими на воде емкостями, похожими на бочки. Правая «кромка» фарватера обозначается красным “шаровым” бакеном, левая белым “пирамидальным”. В ночное время на них светятся фонари соответствующего цвета. А еще ночью помогает кораблям ориентироваться в темноте маяк – высокая башня с фонарем наверху.
Маяк |
Игра 1.Маяк
Проводить ее нужно вечером, когда на улице уже стемнеет. Вы будете маяком, а малыш – кораблем, заблудившимся в ночи. Возьмите фонарик и выключите в комнате свет. Отойдите в другой конец комнаты, включите фонарик и направьте его вверх. Предложите ребенку дойти до вас, ориентируясь на “свет маяка”.
Проходить по фарватеру кораблю помогает лоцман (вот и еще одна морская профессия!) – судоводитель, который хорошо знает особенности местного порта и дает советы капитану по его прохождению.
То место, куда пристает корабль, когда приплывает в порт – это причал (если он двусторонний, то это называется пирс). Чтобы корабль не бился бортами о причал во время качки, у него по бокам висят резиновые кранцы. Чаще всего это просто автомобильные покрышки. Но у модных яхт в Ялтинском порту и кранцы модные 🙂 А Катя свой корабль-диван для этих же целей обкладывает по бокам подушками.
Кранцы |
Чтобы корабль не снесло от причала волнами, ему нужно пришвартоваться. Для этого юнга должен знать морскую команду “Принять швартовы!”. По этой команде он должен сбросить с борта корабля канат – швартовый конец, который нужно закрепить за прикол (тумбу или кнехт) – железный столбик на причале. Если же нужно покрепче зафиксировать корабль, то применяют еще и якорь.
Команда “Отдать швартовы!” применяется в случае, когда корабль надо отвязать от берега.
Швартовые концы |
Кнехты |
Тумба |
Поделка. Делаем якорь и спасательный круг
Вырежьте из большого листа картона якорь, предложите малышу самому его раскрасить с обеих сторон. Когда якорь подсохнет, привяжите к нему длинную веревку. Теперь ваш юнга сможет по-настоящему выбирать (т.е. вытаскивать из воды) якорь по команде “Выбрать якорь!”. А может, заодно вы сделаете и спасательный круг? Не забудьте придумать и написать на нем название для вашего корабля.
Якорь |
Спасательный круг |
Игра 2. На причале.
Поиграйте с ребенком в игру на внимание – в причаливание и отчаливание корабля. Давайте команды “Отдать швартовы!”, “Принять швартовы!”, “Поднять якорь!”, “Отдать якорь!”, “Человек за бортом!”. Команды должны идти в быстром темпе и в произвольном порядке, а маленький юнга должен успевать их выполнять, не перепутав: поднимать якорь, доставать канат и бросать утопающему спасательный круг 🙂
Теперь выучим словарь морских терминов, которые пригодятся нам в плаванье.
Перед корабля – нос
Задняя часть – корма
Бока корабля – борта
Пол на корабле – палуба
Стенки – переборки
Лестница – трап
Окно – иллюминатор
Сиденье, скамья – банка
Кровать – койка
Комната – каюта
Столовая – кают-компания
Комната для матросов – кубрик
Крытое помещение на палубе – рубка
Помещение под нижней палубой (кладовка) – трюм
Кухня – камбуз
Туалет – гальюн
Руль – штурвал
Сундук, ящик для хранения личных вещей – рундук
Повар – кок
Матрос, управляющий штурвалом – рулевой
Помощник капитана, прокладывающий курс корабля – штурман
Начальник над матросами – боцман
Судоводитель, хорошо знающий условия данного берега или пролива и помогающий капитану вести через него судно – лоцман.
Игра 3.Игра на внимание.
Попробуйте с ребенком целый день пользоваться вместо обычных слов морскими терминами. Говорите вместо “пойдем на кухню” – “пойдем на камбуз”. Кто забудется и скажет “сухопутное” название, тот проиграл – ему щелчок:)).
Занятие1. Выполнить предложенные задания(ссылка на скачивание – в заглавном посте).
Следующее занятие здесь: День 2-й. ИЗУЧАЕМ ШТУРВАЛ И КОМПАС