| | |

Игры-инсценировки для детей 1-3 лет

Игры-инсценировки обычно очень нравятся малышам. Идея их проста: надо слушать (или самим говорить) стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием. Но в этом нехитром занятии очень много пользы! Как и пальчиковые игры (о которых я писала здесь), они развивают моторику. Как мелкую, так и общую. Кроме того, они способствуют развитию внимания малышей – надо повторять нужные действия вовремя и правильно. Помогают активизировать речь ребенка, развивают память и воображение.
А еще эти игры отлично подходят для проведения зарядки с малышами. Ее можно проводить не только дома, но и во время прогулок на улице, подключив к ней других деток. Ведь вместе всегда веселее 🙂  Примеры игр, в которые можно поиграть с детьми до 3-х лет на улице  – здесь.
Для инсценировок подойдут любые простенькие детские стихи. Например, мы даже кино делали по стихам Чуковского и Маршака (видео можно посмотреть в конце поста). Но есть и специально созданные для этого произведения. Вот их примеры – те, в какие играли мы в возрасте 1-3 года.

Ветер

Ветер дует нам в лицо.               (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.                    (руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер тише, тише, тише.             (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.           (встать, потянуться вверх)

Зайка

Зайка серенький сидит        (садимся на корточки и показываем на голове руками “заячьи ушки”)
И ушами шевелит                 (“шевелим” этими ушками)
Вот так, вот так он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть          (встаем в полный рост)
Надо лапочки погреть         (хлопаем в ладошки)
Вот так, вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,          (Начинаем прыгать на месте)
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так надо зайке поскакать
Зайку волк испугал,            (Останавливаемся и изображаем испуг)
Серый зайчик убежал!       (Дети разбегаются кто куда)

Заинька
(ребенок должен показывать то, о чем говорится)

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
Заинька, попляши    (делаем ручками вращательные движения – “фонарики”)
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза)
(подпрыгиваем на двух ногах).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись!  (2 раза)

По телевизору когда-то был такой цикл передач “Семья от А до Я”. Из нее мы и взяли эту зарядку для малышей:
Зарядка

В небе солнышко плывет   (стоя руки вверх кружиться)
Сильный ветер травку гнет (наклоны вперед)
В ручейке журчит водичка (стоя изображать плавательные движения)
Машет хвостиком лисичка (на четвереньках крутить попкой)
По листу ползет улитка (встать на одно колено и ползти, приволакивая вторую ногу)
Лезет ящерица прытко (ползать по-пластунски)
Слон кивает головой (качать головой)
Ловит белка хвостик свой (на четвереньках кружиться, гоняясь за «хвостиком»)
Корешки медведь копает (сидеть разведя прямые ноги в стороны и наклоняясь вперед делать копательные движения по полу – т.е. растяжка)
Квочка листья разгребает (стоя ногами «копать» назад)
В речке уточка плывет (лежа на животе держаться ногами за ноги и покачиваться)
А в траве змея ползет (лежа на животе  упираясь руками поднимать верхнюю часть туловища)
Быстро прыгает лягушка (прыгать на корточках)
Навострил зайчишка ушки  (прыгать стоя, на голове сделать руками «ушки»)
Спинку выгнул червячок (мостик)
Надул щечки хомячок (надуваем щечки)
Тихо бабочка сидит (сидя согнуть ноги в коленях «домиком» и  махать ими  – растяжка)
Под водою рыбка спит (свернуться клубочком)
Ловит рыбку дикий кот –  (стоя наклоняться до пола, «цапая рыбку»)
лапкой цап и сразу в рот
В синем-синем море плавает дельфин (стоя руки вытянуть перед собой и делать ими волнообразные движения)
А по снегу ходит маленький пингвин (походить пятки вместе, носки врозь)
Прыгает и скачет зайка молодой (скакать на четвереньках)
Чешется собачка заднюю ногой (сидя доставать ногой до уха)
Кошечка проснулась – спинку выгибает (стоя на четвереньках выгибать дугой спинку)
Маленький котенок ушко умывает (делать круговые движения руками в области уха)
Серенький козленок рожками бодается (приставить пальчики в виде рожек к голове и «бодаться»)
Бурый жеребенок ножками брыкается  (стоя делать махи ногами вперед)
С неба огромный орел опустился (махая руками как птица, вставать и приседать)
Утром чудесный цветок распустился (стоя руки вверх и в стороны – как лепестки цветка)
Деревья красиво ветками машут (стоя руки вверх и наклоны в стороны)
Чукчи на Севере весело пляшут (скакать качаясь в стороны, как «Чунга-Чанга»)
Тихо облака плывут (стоя руки в стороны, плавно  делать ими волнообразные движения)
Все здоровыми растут (захлопать в ладошки)

Пельмени.
(ребенок должен проделывать “понарошку” те действия, о которых говорится в каждой строчке)

Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяю фарша горстку,
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье –
Вылеплю я сто пельменей!
(И. Лопухина)

Диск “Музыка с мамой” была у нас скачан уже не помню откуда 🙂 Там очень много подобных стишков и песенок. Но наизусть мы выучили только одно, самое веселое:

Жираф

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)- (руками показать на себе “пятнышки”)
На лбу, (В достаточно быстром темпе дотронуться до той части тела, которую называют)
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях
И носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) – (руками на себе проводить “полосочки”)
На лбу,
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях
И носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза) – (на себе показывать шерсть
 На лбу,                                                                                                щипательными движениями)
Ушах,
На шее,
На локтях,
Есть на носах,
На животах,
Коленях
И носках.

Для примера хочу показать мини-фильмики (по полминуты) в которых мы когда-то сняли, как Витя инсценирует стихотворения.
Первый – Маршак, перевод с чешского “Мышь” (33 сек):

Второй  – Чуковский “Черепаха” (40 сек.):

 Третий – опять Маршак “Усатый-полосатый” (в главных ролях Витя и наш кот Степка) – 3 минуты. 

Другие виды развивающих игр я описывала здесь: